Стадии кризисной ситуации

Ранее: Кризис организации, его причины и признаки

Стадии кризисной ситуации:

  • скрытый кризис (самодовольство, недосмотр сигналов кризиса);
  • отрицание кризиса (вера, что неприятности исчезнут, и нет необходимости в действиях);
  • начало дезинтеграции (некоторые действия предпринимаются, но необходимость действий недооценивается);
  • дезинтеграция и коллапс (неспособность к действиям).

Скрытый кризис

Организация  не подозревает о кризисе. Это бывает из-за недостатка системы контроля, не только системы финансового контроля, но и неформальной системы, которая мониторит и интерпретирует неожиданные события среды. При этом фирма может быть удовлетворена или даже убеждена в своей мощи и рыночной позиции.

Отрицание кризиса

Появляются признаки кризиса, менеджмент начинает искать повод, как  отговориться от кризиса (оправдаться). Находят три аргумента, признаки кризиса приписываются:

  • попыткам введения изменений (новые продукты, капитальные вложения), что это только вопрос времени, и исполнение будет улучшено;
  • плохому исполнению;
  • результату кратковременного давления среды вне контроля фирмы (колебание учетной ставки, экономическая рецессия).

Эти аргументы поддерживают точку зрения, что управленческие действия не нужны, чтобы предотвратить кризис. Иногда утверждается,  что кризиса не существует, и отрицается необходимость изменений. В управленческой риторике превалирует оптимизм.

Менеджеры часто искренне верят, что они на правильном пути, их стратегии правильны и проблемы проходящие. Однако это отрицание может быть и из-за чувства самосохранения. Они могут бояться быть наказанными или даже уволенными, если их предыдущие действия было ошибочными. Но более важно – изменения, в особенности стратегические, ведут к изменениям в структуре власти внутри менеджмента, поэтому люди, имеющие власть, обычно сопротивляются изменениям. Часто финансовые отчеты искусственно улучшаются, чтобы симптомы кризиса были не видны.

Начало дезинтеграции

По мере углубления кризиса структура и процессы дезинтегрируются. Организация, которая  сталкивается с кризисом, уподобляется  зданию на вершине горы, которое разрушается от эрозии.

Менеджмент уже понимает, что кризис есть, и предпринимает некоторые действия, но необходимость изменений пока недооценивается. В поведении менеджеров проявляется негибкость. Группы принятия решений уменьшаются в размерах, автократия возрастает, растет осознание необходимости секретности, уменьшается консультирование, сжимается время принятия решений, усиливается тенденция полагаться на тех, кто поддерживает превалирующую мудрость фирмы. Менеджеры с альтернативной точкой зрения устраняются от групп, принимающих решения. Действия предпринимаются слабо, процессы приходят в упадок. Здание начинает разваливаться. Несмотря на это менеджмент пока продолжает рассылать оптимистичные пресс-релизы/отчеты, заявляющие, что завтра все будет хорошо.

Дезинтеграция и коллапс

Организация становится неспособной к действию. Становится очевидным, что сделаны ошибочные прогнозы, долги возросли так, что менеджмент вряд ли может справиться с кризисом.

Процесс дезинтеграции работы выражается в том, что:

  • перестают приниматься решения, проводятся более общие дискуссии о том, что надо принимать решения, но они не принимаются;
  • уменьшается поддержка организационных целей, менеджеры становятся ориентированными на свои цели и задачи;
  • сокращается бюджет, борьба за власть подрывает кооперацию, топ-менеджмент централизует контроль;
  • растут ожидания провала, что делает провал более вероятным;
  • большинство способных людей уходят, средний уровень компетентности падает.

Эти процессы усиливают друг друга. Топ-менеджмент становится неспособным к действию, падает моральный дух, обуславливая дальнейшее снижение эффективности. Организация в коллапсе. Результат – несостоятельность, если не будет принята соответствующая стратегия выживания.

Далее: Реакции менеджеров на кризис

Поделиться ссылкой: