8 вкусов управления: чудо-таблетка для руководителя


Редкий руководитель отказался бы от чудо-таблетки, приняв которую, он стал бы успешным и конкурентоспособным. Цели бы достигались, показатели выполнялись, доходы росли, а авторитет поднимался бы на небывалую высоту.

Есть ли такая таблетка, и какой у нее вкус? Из каких ингредиентов ее можно приготовить?

Каждый руководитель знает вкус управления, иногда он хорош, а иногда не очень. И полезно понять, из чего он складывается.

Вкус 1 – Сладкий: сладость побед. В активе руководителя всегда есть определенные достижения, в том числе и материальные. Это могут быть успешные проекты, обретенные компетенции, желаемая должность, доходы. Важно понимать, что явилось причиной выигрыша. Были ли это знания, смелость, технологии, быстрота реакции, связи, внешние обстоятельства, или что-то другое? Анализ факторов победы выявляет сильные стороны и конкурентные преимущества, на которых можно в дальнейшем строить свою карьеру.

Вкус 2 – Горький: горечь поражений.  Мало кто не терпит провалов. Главное – понять, почему? Что повлияло на такой результат? Можно ли было этого избежать и как? Размышление над проигрышем позволяет сконцентрировать внимание на слабых сторонах и их развитии. Горький вкус – это также затраты и потери. Без издержек невозможно вести деятельность, это стоимость потраченных ресурсов и усилий. И задача состоит не в исключении затрат, а в обеспечении отдачи от них. Рациональное правило человеческого поведения состоит в том, чтобы полученные эффекты были больше вложенных ресурсов.   Важной привычкой должна стать оценка эффективности решений и действий, а также анализ проблем и их причин.

Вкус 3 – Соленый – это вкус тех, кем руководишь. Вкус их пота, слез, а то и крови. Команда – это тело руководителя, живое орудие реализации его целей. Поэтому он должен заботиться о нем и думать: в чем оно сильно? в чем слабо? в чем нуждается? чем болеет? Какие у него желания и мотивы? Однако, команда – не только тело, но и дух, коллективный разум, и основная задача руководителя – сформировать совместно разделяемые ценности и направлять усилия сотрудников на достижение общих целей. Без команды нет успешного руководителя и нет результата.

Вкус 4 – Нейтральный – это вкус инструментов, методов, технологий, систем. Они могут касаться постановки целей, организации производства, бюджетирования, управления бизнес-процессами, учета, анализа, контроля.  Хороши они или плохи, подходящие или нет, зависит от очень многих факторов. Современные управленческие технологии могут дать руководителю огромные преимущества, повысить управляемость, результативность и эффективность деятельности. Но могут сыграть и против него. Поэтому нужно отбирать и внедрять только те управленческие технологии и методы, которые подходят для конкретной компании и ситуации.

Вкус 5 – Острый: острота риска. Без риска нет предпринимательства. Каждый руководитель знает этот вкус и по-разному к нему относится. Не научившись брать на себя риск и управлять им, нельзя стать успешным. Руководитель должен выбрать для себя стратегию управления рисками и ежедневно анализировать возможности и угрозы, связанные со сферой его деятельности, как внешние, так и внутренние.

Вкус 6 – Терпкий: терпкость ответственности. Управлять – значит брать на себя ответственность за эффективность своего воздействия. Часто это трудно, не каждый это может проглотить. Но руководителем становится именно тот, кто не боится этого делать. Избегание ответственности, излишнее делегирование полномочий, бесконтрольность подчиненных может сыграть роковую роль в карьере. 

Вкус 7 – Хрустящий – это треск стереотипов, отживших правил, систем. Это вкус изменений, ломающих старое, жесткое, заскорузлое и выводящее на свет новое, молодое, гибкое. Управление изменениями – важнейшая задача руководителя. Чем радикальнее стратегия нововведений, тем громче хруст устаревших систем, сковывающих организацию, тем выше риски, но и больше выигрыш в случае победы.

Вкус 8 – Кислый – это вкус сопротивления, которое неизбежно встречает руководитель в ответ на требования, изменения, нововведения. И если в обычной жизни кислый вкус нейтрализуется содой и водой, то в управлении он преодолевается специальными стратегиями и методами. Часто сопротивление заставляет еще раз задуматься о целесообразности и своевременности изменений, увидеть обратную сторону принятых решений и выбрать лучшие пути и формы.

Размышление о вкусах управления, их сочетании, взаимозависимости, помогает понять, что они и есть составляющие той самой чудо-таблетки.  Терпкость ответственности и острота риска – естественные спутники руководителя, а горечь поражений и кислота сопротивления – это опыт, который нужно анализировать, при этом искать корень проблем и устранять их причины в будущем. Все 8 составляющих являются ключевыми факторами успеха руководителя, его комплексом конкурентоспособности. Необходимо уметь их идентифицировать, анализировать и использовать для повышения личной эффективности. Восьмерка, как известно, символ бесконечности, кроме перечисленных можно добавлять и другие ингредиенты, по своему вкусу.

Эту практику можно превратить в хороший инструмент для анализа личной эффективности и определения возможностей ее роста. Например – в модель самооценки, использующую критерии (показатели оценки) из следующих групп:

  1. Уровень доходов, набор компетенций, доля успешных проектов
  2. Уровень затрат или потерь, доля неэффективных проектов, степень реализации решений
  3. Сплоченность команды, уровень удовлетворенности сотрудников
  4. Современность методов, технологий, процессов
  5. Уровень управления рисками, степень принятия риска
  6. Степень принятия ответственности
  7. Масштаб проводимых изменений и нововведений
  8. Уровень сопротивления изменениям

Выбор показателей зависит от руководителя и его представлений об успехе, можно смоделировать и другие критерии, но с учетом всех составляющих конкурентоспособности.

Затем нужно попытаться честно оценить себя (свое руководство) по каждому из критериев. Можно применить простейшую оценку по пятибалльной шкале или по уровням зрелости (высокий, средний, низкий). Или сравнить в процентном соотношении с моделью совершенства или видением (образом будущего).

Самооценка субъективна, но она позволяет выявить разрывы между желаемым и текущим состоянием и увидеть сферы для совершенствования.

Результаты оценки желательно изобразить графически, например, в виде радарной (лепестковой диаграммы). Или представить в виде таблицы, матрицы. Можно использовать менее формальные способы визуализации: рисунки, картинки, коллажи.

Разместив такое изображение на рабочем столе, руководитель снова и снова будет возвращаться мыслями к своему комплексу конкурентоспособности, к тому, из чего складывается его эффективность, и от чего зависит будущее его компании.  Даже если это и не будет та самая чудо-таблетка, все равно, используя это средство каждое утро, он будет помнить о ключевых факторах успеха, о необходимости их постоянного поддержания и развития.

А запивать ежедневную таблетку нужно энерготоником, который есть дело. Энергия дается только на дело. Будет дело – будет энергия, а направления совершенствования уже видны на экране монитора.

Автор: Фокина О.Г.

Поделиться ссылкой: