Система бюджетов организации

Ранее: Система бюджетирования

Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений, процессов или отдельных функций деятельности.

Основными бюджетами организации являются три бюджетные формы:

  • бюджет доходов и расходов (БДР);
  • бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • бюджет по балансовому листу (ББЛ) или прогнозный баланс.

Эти формы составляют главный (сводный) бюджет предприятия.

Бюджетом доходов и расходов определяется экономическая эффективность предприятия.

В бюджете движения денежных средств непосредственно планируются финансовые потоки.

Прогнозный баланс отражает экономический потенциал и финансовое состояние предприятия на начало и конец планируемого периода.

Все эти формы разрабатываются на основе операционных бюджетов. Совокупность основных и операционных бюджетов представляет собой систему бюджетов предприятия.

Операционные бюджеты организации могут разрабатываться по каждой функциональной области организации. Минимальный набор операционных бюджетов следующий:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет общехозяйственных расходов;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет трудовых затрат;
  • бюджет материальных затрат;
  • бюджет закупок.

Операционные бюджеты организации:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет общехозяйственных расходов;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет трудовых затрат;
  • бюджет материальных затрат;
  • бюджет закупок.

Бюджет продаж содержит данные о реализованной продукции и разрабатывается первым. От величины реализации зависят другие экономические показатели, такие как объем производства, себестоимость, потребность в денежных средствах, их поступление и прочее. Бюджет продаж составляется по товарному ассортименту. По каждой  номенклатурной позиции указывается объем продаж в натуральном и стоимостном выражении.  Кроме того, планируются остатки готовой продукции для обеспечения необходимого запаса на следующий период. Бюджет продаж должен быть тщательно продуман, так как в случае его неточности все другие бюджеты будут искажены. Бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание наличие заказов. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

Бюджет производства –это комплексный бюджет, который  включает несколько форм. Во-первых, в нем планируются объемы  товарной продукции по каждой номенклатурной позиции, а также остатки незавершенного производства для обеспечения бесперебойного процесса производства. Выпуск продукции определяется с учетом того количества, которое нужно сдать на склад в течение планового периода, с учетом остатков готовой продукции  и незавершенного производства на начало периода и их необходимого количества на конец периода. Кроме объемов производства в рамках этого бюджета планируются:

  • прямые затраты труда (на основе трудоемкости изготовления продукции и тарифных ставок);
  • затраты на вспомогательные материалы (на основе норм расхода и статистики с учетом изменения объемов производства, а также цен на материалы);
  • прямые затраты материалов (на основе норм расхода и цен на материалы);
  • общепроизводственные расходы (на основе норм и тарифов планируются затраты энергоресурсов, на основе штатных расписаний планируются затраты труда, делаются расчеты амортизации и других расходов).

Таким образом, бюджет производства включает формы, отражающие как доходные, так и расходные позиции. Соответственно формами производственного бюджета являются:

  • бюджет выпуска;
  • бюджет производственных затрат в следующем составе:
  • бюджет прямых затрат (включает бюджет прямых затрат труда и бюджет прямых затрат материалов);
  • бюджет общепроизводственных расходов (включает бюджет вспомогательных материалов, бюджет зарплаты, бюджет амортизации и прочие).

Структура производственного бюджета может быть разной в зависимости от потребностей конкретной организации, как правило, этот бюджет разрабатывается в разрезе производственных подразделений организации.

Бюджет общехозяйственных расходов включает затраты общехозяйственного назначения, в т.ч.  затраты на содержание аппарата управления, в разрезе элементов затрат (материальные, трудовые, прочие).

Бюджет коммерческих расходов включает расходы на продажу, рекламу, транспортные и другие расходы в разрезе видов затрат.

Бюджет трудовых затрат – это бюджет, который консолидирует информацию о трудовых затратах из других бюджетов, в нем отражается фонд заработной платы в целом по организации, а также по ее отдельным подразделениям и центрам ответственности.

Бюджет материальных затрат – это бюджет, который консолидирует информацию о материальных затратах из других бюджетов.

Бюджет закупок – этот бюджет составляется на основе других бюджетов, в которых отражена потребность в материалах, и на основе расчетов уровня запасов. При его составлении используется информация об остатках на складах в разрезе каждой материальной позиции. Кроме того, учитывается информация об особенностях закупок, например, транзитные нормы или специальная информация о состоянии и возможностях поставщиков.

Существует одна особенность при формировании бюджета материальных затрат и бюджета закупок. Эти бюджеты должны быть сбалансированы, если списание в производство материалов идет по средним ценам, то при формировании бюджета материальных затрат их необходимо знать. Средние цены формируются с учетом планируемых объемов закупки, цен закупки, а также с учетом цен остатков на складах. Поэтому сначала формируется потребность в натуральном виде, передается для планирования закупок. А потом после определения объемов и цен закупки рассчитывается средняя цена с учетом движения остатков, и затем эта цена передается для разработки бюджетов материальных затрат и бюджетов, в которых есть статья расходов «материалы».  Таким образом, планирование взаимосвязанных бюджетов ведется параллельно, этим обеспечивается требование сбалансированности бюджетов.

Кроме рассмотренных видов операционных бюджетов существуют и другие, более детализированные, например, бюджет энергоресурсов, бюджет рекламы, бюджет по информационным технологиям, бюджет обучения, бюджет расходов на социальную сферу и прочие. В идеале руководитель каждого процесса на самом низком уровне должен иметь свой операционный бюджет, определяющий как входы, так и выходы процесса. При этом каждый вид деятельности должен обеспечиваться ресурсами в соответствии со специальным бюджетом.  Бюджеты, описывающие определенную сторону деятельности предприятия (функциональную область), называются функциональными бюджетами.

Особую роль в системе бюджетов играет инвестиционный бюджет. Он отражает все инвестиционные расходы организации как за счет прибыли, так и за счет заемных средств, и включает расходы на приобретение оборудования и других основных средств, затраты на капитальное строительство, приобретение нематериальных активов. Инвестиционный бюджет может включать и другие виды инвестиций, например в финансовые активы (покупка ценных бумаг, производных финансовых инструментов, долей в уставном капитале других компаний). Этот бюджет должен консолидировать информацию по капитальным затратам из инвестиционных проектов, если они имеются.

На основе операционных бюджетов рассчитывается смета затрат и плановая себестоимость продукции, которая необходима для составления бюджета доходов и расходов.

Бюджет доходов и расходов (БДР) помогает управлять операционной эффективностью. В нем планируется выручка, себестоимость и прибыль организации, а также такой важный показатель эффективности, как рентабельность. По информации об исполнении этого бюджета можно судить об эффективности как организации в целом, так и отдельных направлений бизнеса, центров прибыли.

Бюджет доходов и расходов в наиболее общем виде имеет следующую структуру:

  • выручка от продаж;
  • себестоимость продаж;
  • валовая прибыль; 
  • коммерческие расходы;
  • прибыль (убыток) от продаж;
  • прочие доходы;
  • прочие расходы;
  • сальдо прочих доходов и расходов;
  • прибыль до налогообложения;
  • налог на прибыль;
  • чистая прибыль;
  • расходы из прибыли.

Бюджет доходов и расходов составляется по каждому центру ответственности и по видам деятельности.

После определения прибыли как собственного источника для развития предприятия составляется план распределения прибыли, который должен быть сбалансирован с инвестиционным планом. Если собственных источников (чистая прибыль и амортизация) недостаточно, тогда составляется план привлечения денежных средств. На практике этот документ разрабатывается одновременно с бюджетом движения денежных средств, т.к. источники для приобретения оборудования могут возникнуть из-за изменения дебиторской и кредиторской задолженности.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) отражает входящие и исходящие денежные потоки и показывает платежеспособность предприятия, хватает ли ему денег на текущую деятельность, остаются ли средства на развитие. Если из БДР генеральный директор понимает, какую прибыль заработает его организация, то БДДС показывает, когда и в каком количестве будут поступать денежные средства, и как будут расходоваться. Например, компания может реализовать продукцию с высокой рентабельностью и иметь большую прибыль, но при этом предоставить покупателям существенные отсрочки платежа. В таком случае в бюджете доходов и расходов руководитель увидит высокую прибыль, а в бюджете движения денежных средств чистый приток средств будет минимальным. Если при этом компании нужно рассчитываться с собственными поставщиками, она может оказаться в тяжелом финансовом положении, несмотря на хорошие продажи. Соответствующие бюджеты позволят уже на стадии планирования увидеть эту ситуацию и заблаговременно принять предупредительные меры.

  Бюджет движения денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период и разрабатывается на основе операционных бюджетов, бюджета доходов и расходов и инвестиционного бюджета. Кроме этого необходима дополнительная информация, которая консолидируется в следующих документах:

  • план поступления денежных средств за реализованную продукцию;
  • план оплаты за закупаемые материалы и услуги;
  • план движения дебиторской и кредиторской задолженности;
  • план выплаты заработной платы;
  • план оплаты налогов и отчислений;
  • план привлечения денежных средств.

В бюджете движения денежных средств прогнозируются остатки на счетах денежных средств на начало и конец планируемого периода, выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Цель составления бюджета состоит в обеспечении денежными средствами для покрытия всех необходимых расходов организации. Данный бюджет разрабатывается на год, квартал, месяц, неделю и может быть рассчитан даже на день.

Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка бюджета по балансовому листу (прогнозного баланса),который отражает структуру активов и пассивов организации на начало и конец планируемого периода. Расчет ожидаемого баланса по состоянию на конец планируемого периода позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и его источниками в результате хозяйственных операций планируемого периода. Данный бюджет показывает, каким образом планируемые решения отражаются на показателях финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности предприятия.

Составление подробного сводного (главного) бюджета является серьезным подспорьем для собственников организации в обеспечении контроля эффективности использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед ними, на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

Главный бюджет организации разрабатывается на год с разбивкой по кварталам. Входящие в него формы имеют различную периодичность формирования:

  • бюджет доходов и расходов разрабатывается и контролируется ежемесячно;
  • бюджет движения денежных средств разрабатывается ежемесячно с разбивкой по декадам или неделям и контролируется ежедневно;
  • прогнозный баланс разрабатывается и контролируется ежеквартально или ежемесячно (в зависимости от информационных возможностей предприятия).

Далее: Принципы эффективного бюджетирования

Поделиться ссылкой: