Ключевые показатели эффективности (KPI)

Ранее: Показатели эффективности


Key Performance Indicator (KPI) – ключевой индикатор выполнения, ключевой показатель деятельности, ключевой показатель эффективности

KPI — это инструмент измерения поставленных целей.

Система KPI – система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических целей.

ГОСТ Р ИСО 9004 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»:

Высшему руководству следует выбирать ключевые показатели деятельности, как основу для принятия стратегических и тактических решений

Эти показатели должны:

  • поддаваться количественному измерению
  • давать возможность организации:
    • устанавливать измеримые цели
    • идентифицировать, вести мониторинг и прогнозировать тенденции
    • осуществлять корректирующие, предупреждающие действия и действия по улучшению

При выборе ключевых показателей деятельности организация должна позаботиться о том, чтобы эти показатели давали измеримую, точную и достоверную информацию, которая должна учитывать:

  • потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон
  • важность отдельных видов продукции для организации как в настоящее время, так и в будущем
  • результативность и эффективность процессов
  • рентабельность и финансовые показатели- законодательные и нормативные требования, в случае необходимости

Система KPI – это совокупность

1) показателей, характеризующих деятельность компании, ее подразделений, бизнес-единиц, центров ответственности и отдельных сотрудников.

2) инструментов (процедур, документов, методик) обеспечивающих

  • планирование
  • мониторинг
  • учет, контроль
  • использование KPI для оценки деятельности и мотивирования сотрудников.

Требования к KPI

  • Соответствие целям
  • Измеримость
  • Подконтрольность
  • Пригодность для стимулирование сотрудников.

Структура системы КPI зависит от специфики организации, задач структурного подразделения (ЦФО), задач руководителей и сотрудников.

КPI планируются поэтапно в соответствии с целями организации, бизнес-единиц, ЦФО, процессов, подразделений, сотрудников:

1 этап:  Постановка целей (технология: Сбалансированная система показателей)

2 этап:  Выбор КPI для оценки степени достижения целей каждого уровня

3 этап: Балансировка КPI

4 этап: Определение горизонта планирования по каждому КPI (ежемесячные, квартальные, годовые)

5 этап: Определение количественных параметров КPI

Учет и анализ КPI:

1. Расчет КPI в соответствии с принятым горизонтом планирования по всем уровням организации (для организации в целом, по бизнес-единицам, процессам, подразделениям, сотрудникам)

2. Сравнение целевых и достигнутых значений КPI. Выявление отклонений

3. Анализ причин отклонений от целевых значений

4. Накопление информации о КPI

Управленческая отчетность по КPI разрабатывается в соответствии с принятым горизонтом планирования по всем уровням организации:

  • для организации в целом
  • по бизнес-единицам
  • по центрам финансовой ответственности
  • по процессам
  • по подразделениям
  • по сотрудникам.

Далее: Оценка эффективности деятельности

Поделиться ссылкой: