Анализ производственных и финансовых результатов

Ранее: Объекты анализа внешней и внутренней среды


Главная цель анализа производственных и финансовых результатов состоит в определении степени достижения целей организации.

Основными показателями производственных результатов являются показатели, отражающие результаты производственной и коммерческой деятельности, важнейшие из которых:

  • товарная продукция (объем производства),
  • реализованная продукция (выручка, объем продаж).

Анализ производственных результатах ведется по группам продукции, по направлениям деятельности, по центрам ответственности, в целом по предприятию. При этом определяются показатели:

  • структуры (удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства и реализации, доля отдельных направлений или видов деятельности в выручке предприятия, доля новой продукции в общем объеме продаж и т.д.);
  • динамики (темп роста объемов производства в разрезе  производственных цехов, прирост объема продаж на отдельных рынках и по группам потребителей, темп роста выручки по различным центрам дохода и т.д.);
  • структурной динамики (изменение удельного веса новой продукции в общем объеме выручки, изменение доли центров доходов в объеме продаж, изменение удельного веса каждого вида продукции в общем объеме производства).

При анализе производственных результатов фактические данные  сопоставляются с плановыми, и рассчитываются  показатели результативности, в т.ч. процент выполнения плана. Кроме этого проводится анализ отклонений плановых и фактических показателей  и причин таких отклонений. При этом успешно могут использоваться как методы традиционной статистики, так и факторный анализ.

Показатели ритмичности

Ритмичность производства продукции — это её равномерный выпуск в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Коэффициент ритмичности – обобщающий показатель ритмичности, показывающий удельный вес продукции, выпущенной без нарушения графика или плана.

Способы расчета:

  •  отношение продукции, выпущенной без нарушения графика к продукции по графику (плану);
  •   как сумма удельных весов продукции, выпущенной  без нарушения графика.

Потери из-за неритмичной работы – потери в выпуске из-за неритмичности.

Упущенные возможности из-за неритмичной работы  — разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным по наибольшему среднедекадному объему.

Основными показателями финансовых результатов являются:

  • валовая прибыль – чистая выручка от реализации за вычетом себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
  • прибыль от продажи – валовая прибыль за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту;
  • прибыль от прочей деятельности – сальдо доходов и расходов от прочей деятельности;
  • прибыль до налогообложения – сумма прибыли от продажи и прибыли от прочей деятельности;
  • чистая прибыль – прибыль после уплаты налогов.

Анализ финансовых результатов проводится как в целом по предприятию, так и в разрезе центров прибыли, видов деятельности, продукции. При этом очень важен анализ отклонений плановых и фактических показателей, а также анализ причин таких отклонений. Поскольку затраты являются основным фактором, воздействующим на прибыль, именно анализ финансовых результатов дает обширную информацию о состоянии управления затратами на предприятии.

Далее: Анализ затрат и себестоимости продукции

Поделиться ссылкой: