Методика маржинального анализа

Ранее: Финансовый анализ

Метод маржинального анализа имеет много названий: метод критического объема продаж, метод определения мертвой точки, метод точки нулевой прибыли, «маржинальный метод», метод «затраты — объем — прибыль»,  CVP-анализ (Cost — Volume —Profit, анализ безубыточности.

Суть метода заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность, при этом используется понятие маржа, или маржинальный доход.

Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель прибыли.

Маржинальный анализ позволяет:

  • определить безубыточную цену продаж при заданном объеме;
  • определить безубыточный объем продаж при заданной цене;
  • запас финансовой прочности предприятия;
  • силу воздействия операционного рычага.

Для проведения маржинального анализа используется уравнение безубыточности: Выручка = Переменные затраты + Постоянные затраты.

Точка безубыточности –  это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) позволяет покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли.

Точку безубыточности (безубыточный объем производства/продаж) можно определить из уравнения безубыточности:

Объем безубыточный = Постоянные расходы / Маржа на единицу

Запас финансовой прочности представляет собой разницу между объемом выручки предприятия и безубыточным объемом. Запас финансовой прочности отражает способность предприятия оставаться в зоне безубыточности при изменении рыночной ситуации (снижении цен и объемов продаж).

Операционный рычаг  (производственный леверидж) – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Операционный рычаг отражает зависимость изменения прибыли от изменения выручки. Эффект рычага состоит в том, что изменение выручки всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия операционного рычага  = изменение прибыли / изменение выручки

Соответственно:

Изменение прибыли = Изменение выручки х  Сила воздействия  операционного рычага

Сила воздействия операционного рычага (СВОР) находится как отношение маржи и прибыли от продаж:

Сила воздействия операционного рычага = Маржа / Прибыль

СВОР отражает, насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Сила воздействия операционного рычага тем больше, чем выше уровень постоянных затрат.

Далее: Функционально-стоимостной анализ

Image courtesy of Stuart Miles at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: