
Анализ – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разложении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.
Экономический анализ необходим для:
- понимания того, что находится в распоряжении предприятия (активы, ресурсы, капитал и проч.) и каковы их характеристики (величина, структура, качественный состав;
- понимания происходящих процессов, их динамики;
- оценки результативности и эффективности деятельности;
- планирования деятельности;
- принятия решений во всех областях деятельности.
Методика проведения экономического анализа включает совокупность конкретных методов (приемов), способов подхода к изучению предмета, способов его исследования.
Особенности методики анализа:
- использование системы показателей, всесторонне характеризующих объект анализа;
- выявление и измерение взаимосвязи между показателями;
- изучение причин изменения этих показателей;
- обобщение результатов.
Содержание методики экономического анализа:
- определение объекта анализа;
- формулировка цели и задач анализа;
- установление системы показателей, с помощью которых будет исследоваться объект анализа;
- определение последовательности проведения аналитических действий;
- выбор способов (приемов) исследования изучаемого объекта;установление источников данных, на основании которых будет проводиться анализ;
- выбор технических средств для обработки информации;
- определение документов, которые будут оформлять результаты анализа (аналитические или пояснительные записки, отчеты, доклады);
- установление потребителей результатов анализа.
Основные методы экономического анализа
Основные методы анализа:
- традиционные методы экономической статистики,
- экономико-математический,
- маржинальный,
- функционально-стоимостной,
- факторный.
Традиционные методы экономической статистики включают:
- метод средних и относительных величин,
- метод группировки данных,
- метод сравнения,
- балансовый метод,
- графический метод.
Далее: Объекты анализа внешней и внутренней среды организации