Понятие и методика экономического анализа


Анализ – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разложении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. 

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Экономический анализ необходим для:

  • понимания того, что находится в распоряжении предприятия (активы, ресурсы, капитал и проч.) и каковы их характеристики (величина, структура, качественный состав;
  • понимания происходящих процессов, их динамики;
  • оценки результативности и эффективности деятельности;
  • планирования деятельности;
  • принятия решений во всех областях деятельности.

Методика проведения экономического анализа включает совокупность конкретных методов (приемов), способов подхода к изучению предмета, способов его исследования.

Особенности методики анализа:

  • использование системы показателей, всесторонне характеризующих объект анализа;
  • выявление и измерение взаимосвязи между показателями;
  • изучение причин изменения этих показателей;
  • обобщение результатов.

Содержание методики экономического анализа:

  • определение объекта анализа;
  • формулировка цели и задач анализа;
  • установление системы показателей, с помощью которых будет исследоваться объект анализа;
  • определение последовательности проведения аналитических действий;
  • выбор способов (приемов) исследования изучаемого объекта;установление источников данных, на основании которых будет проводиться анализ;
  • выбор технических средств для обработки информации; 
  • определение документов, которые будут оформлять результаты анализа (аналитические или пояснительные записки, отчеты, доклады);
  • установление потребителей результатов анализа.

Основные методы экономического анализа

Основные методы анализа:

  • традиционные методы экономической статистики,
  • экономико-математический,
  • маржинальный,
  • функционально-стоимостной,
  • факторный.

Традиционные методы экономической статистики включают:

  • метод средних и относительных величин,
  • метод группировки данных,
  • метод сравнения,
  • балансовый метод,
  • графический метод.

Далее: Объекты анализа внешней и внутренней среды организации

Поделиться ссылкой: