Ранее: Политика управления заемными ресурсами

Стратегия управления финансовой деятельностью реализуется через разработку и реализацию:
- политики финансового планирования;
- политики управленческого учета и контроля;
- политики совершенствования системы финансового управления.
Задачи управления финансовой деятельностью:
- обеспечение высокого уровня квалификации финансовых менеджеров;
- обеспечение достоверной информационной базы для разработки эффективных финансовых решений;
- внедрение эффективных технических средств управления финансовой деятельностью;
- разработка эффективной организационной структуры управления финансовой деятельностью;
- обеспечение высокого уровня организационной культуры финансовых менеджеров;
- внедрение эффективных инструментов реализации стратегии развития компании.
Политика финансового планирования
Главная цель политики финансового планирования – формирование и развитие системы финансового планирования в целях достижения целей компании.
Задачи финансового планирования:
- обеспечить рациональную сбалансированность активов и пассивов предприятия, устойчивое и экономически оправданное соответствие источников финансирования активам;
- сбалансировать поступления и выплаты платежного оборота, т.е. обеспечить достаточность платежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокам, так и по величине.
Последовательность финансового планирования:
- определение целей;
- моделирование будущего состояния предприятия;
- определение способов его достижения;
- декомпозиция заданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям, которые сами определят способы их достижения.
Финансовое планирование представляет собой:
- систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению;
- моделирование (проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязей между ними и определение условий и сроков их достижения;
- систематическую подготовку управленческих решений, связанных с будущими событиями (подготовка к будущему).
Виды финансового планирования:
- прогнозирование финансовой деятельности;
- текущее планирование финансовой деятельности;
- оперативное планирование финансовой деятельности.
Прогнозирование финансовой деятельности предприятия — формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения, оно
- является частью общей стратегии экономического развития предприятия, носит по отношению к ней подчиненный характер и должно быть согласовано с ее целями и направлениями;
- предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач, период прогнозирования составляет 3—5 лет.
Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы краткосрочных (годовых) финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия.
Текущее планирование позволяет:
- определить на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия;
- сформировать систему его доходов и расходов;
- обеспечить постоянную платежеспособность предприятия;
- предопределить структуру его активов и пассивов на конец планируемого периода.
Оперативное планирование финансовой деятельности состоит в разработке и доведении до исполнителей:
- краткосрочных (неделя, декада, месяц, квартал) планов и бюджетов;
- платежных календарей;
- графиков платежей;
- расчетов потребности в краткосрочных кредитах;
- графиков платежей по кредитам и оплаты процентов;
- графиков поступления денежных средств по клиентам;
- налоговых календарей;
- планов размещения временно свободных денежных средств.
Процесс финансового планирования:
Шаг 1. Анализ финансового состояния предприятия, сложившегося на последнюю отчетную дату:
- оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности;
- выявить основные тенденции и причины изменения финансовой устойчивости и платежеспособности;
- определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия и платежеспособности предприятия.
Шаг 2. Проектирование желаемого и прогнозируемого финансового состояния:
- определить основные параметры финансового состояния предприятия, соответствующие основным интересам и ожиданиям акционеров и кредиторов предприятия (владельцев предоставляемых предприятию ресурсов), которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве нормы;
- построить прогноз доходов и расходов, поступлений и платежей за плановый период, и прогнозный баланс активов и пассивов;
- сравнить прогноз расчетного финансового состояния предприятия с желаемым (нормальным) состоянием, провести анализ возможных отклонений .
Шаг 3. Принятие решения о необходимости корректировки:
- провести оценку возможности приближения прогнозируемого финансового состояния нормативному уровню;
- провести корректировку исходных данных прогноза либо параметров желаемого состояния.
Шаг 4. Утверждение финансового плана предприятия:
- плана доходов и расходов (бюджета доходов и расходов);
- плана поступлений и платежей (бюджета движения денежных средств);
- баланса активов и пассивов (бюджета по балансовому листу).
Шаг 5. Организация и контроль исполнения финансового плана:
- довести формы финансового плана до исполнителей;
- организовать мониторинг и контроль исполнения бюджетов;
- организовать процедуру регулирования доходов и расходов, поступлений и платежей в зависимости от текущей ситуации;
- обеспечить проведение анализа исполнения и отклонений;
- предусмотреть возможность корректировки отдельных параметров финансового плана в случае существенного изменения внешней и внутренней среды предприятия.
Политика управленческого учета и контроля
Главная цель политики управленческого учета и контроля – создание и совершенствование системы управленческого учета и контроля для повышения эффективности принимаемых управленческих решений и создания системы управления затратами компании.
Основные документы системы управленческого учета:
- Положение о финансовой структуре;
- Учетная политика управленческого учета;
- Положение о сбалансированной системе показателей;
- Положение о премировании за выполнение ключевых показателей деятельности;
- Положение о бюджетировании;
- Бюджетный регламент;
- Положение о бюджетном комитете;
- Положение о калькулировании себестоимости;
- Положение о системе управленческой отчетности.
Политика совершенствования системы финансового управления
Главная цель политики совершенствования системы финансового управления – обеспечение непрерывного процесса изменений в сфере финансового управления, направленного на его совершенствование в целях достижения целей компании.
Успешное осуществление финансовой деятельности определяется качеством финансового управления в компании. Качество финансового управления отражает взаимосвязанную совокупность внутренних функциональных служб и подразделений компании, обеспечивающих разработку, принятие и реализацию финансовых решений.
Основные принципы организации финансовой деятельности:
- Организовать работу компании по бизнес-процессам.
- Выполнять каждую операцию только в одном отделе.
- Упрощать организационную структуру и сокращать число уровней управления.
- Вознаграждать за хорошую работу пропорционально вкладу работника в прибыль компании.
- Информировать и обучать всех сотрудников компании.
Основные принципы разработки организационной структуры финансовой службы:
- Разрабатывать новую организационную структуру необходимо только после анализа текущих бизнес-процессов компании, при этом в случае необходимости нужно разработать более рациональные варианты процессов.
- Организовать структуру финансовой службы в составе трех отделов: финансового, планового и бухгалтерии; целесообразно ввести в структуру отдел труда и заработной платы.
- Возложить на финансового директора (заместителя директора по экономике и финансам, директора по экономике и финансам) ответственность за управление финансовой функцией.
- Сбалансировать распределение полномочий и ответственности внутри службы.
Директор по экономике и финансам отвечает за:
- разработку стратегии и тактики финансового менеджмента, их реализацию для достижения целей компании;
- поддержание контактов с финансовыми учреждениями и акционерами;
- обеспечение достаточного финансирования при минимально возможных финансовых затратах;
- оценку итогов работы компании;
- бюджетный процесс и составление отчетности;
- поддержку принятия решений с помощью финансового анализа;
- соблюдение норм финансовой отчетности и налогового законодательства;
- наем и подготовку квалифицированных финансовых сотрудников.
Основные функции бухгалтерии:
- ведение достоверного бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
- формирование учетной и налоговой политики в соответствии с действующим законодательством и потребностями компании;
- формирование и сдача бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности;
- взаимодействие с государственными налоговыми и иными органами;
- налоговое планирование и учет;
- мониторинг актуальных законодательных и нормативных документов;
- расчеты по заработной плате и иным выплатам сотрудникам;
- проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов с контрагентами;
- участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат;
- участие во внедрении передовых информационных систем в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, контроль над достоверностью информации;
- взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами.
Основные функции финансового отдела:
- реализация финансовой стратегии и финансовой политики;
- организация финансовой деятельности с целью эффективного использования финансовых ресурсов;
- разработка прогнозов экономического развития и участие в формировании ключевых показателей деятельности;
- участие в разработке бизнес-планов, составление перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов и оперативный контроль их выполнения;
- предоставление необходимой финансовой оперативной и аналитической информации внутренним и внешним пользователям;
- комплексный финансовый анализ деятельности компании;
- разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности компании;
- контроль над соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств, расходами и поступлением доходов;
- взаимодействие с контрагентами и финансовыми организациями;
- ведение управленческого учета деятельности компании, формирование регулярной управленческой отчетности;
- разработка и внедрение корпоративных стандартов, норм, регламентов и положений по управленческому учету;
- управление денежными потоками, регламентация процедур осуществления платежей, контроль платежей в наличной и безналичной форме в порядке, определяемом внутренними документами компании;
- управление кредитным портфелем компании;
- оперативный контроль финансовых ресурсов компании с целью их эффективного использования;
- организация и регламентация бюджетного управления в компании, обеспечение процесса бюджетирования и контроля выполнения бюджета;
- сведение бюджетов компании и отчетов об их выполнении;
- доведение утвержденных показателей бюджетов компании и ключевых показателей деятельности до подразделений и обеспечение оперативного контроля над их выполнением;
- контроль над реализацией программы капитальных вложений и инвестиций;
- внедрение передовых информационных систем по управлению финансами.
Основные функции планово-экономического отдела:
- разработка прогнозов экономического развития предприятия;
- разработка проектов перспективных и текущих планов экономической деятельности и развития предприятия;
- разработка и доведение до структурных подразделений предприятия прогнозируемых объемов производства продукции;
- контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий;
- планирование объемов капитальных вложений;
- подготовка предложений, обоснований и расчетов по затратам на проведение НИОКР и капитального ремонта зданий и сооружений;
- организация и координация исследований для определения условий повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и разработка соответствующих мероприятий на основе полученных результатов;
- совершенствование концепции планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы;
- разработка мероприятий по повышению производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов;
- разработка методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, проведению организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособной продукции;
- формирование ценовой политики предприятия;
- разработка проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги);
- составление нормативных калькуляций продукции;
- разработка планов операционных затрат на осуществление деятельности предприятия;
- выявление убыточной продукции, разработка мероприятий по снятию ее с производства;
- комплексный анализ всех видов деятельности предприятия;
- статистический учет и предоставление отчетности по производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия.
Основные функции отдела организации труда и заработной платы:
- разработка планов по труду и заработной плате предприятия и его подразделений, планов повышения производительности труда и совершенствования его организации;
- организация работ по нормированию труда, внедрение технически обоснованных нормативов по труду;
- разработка штатных расписаний и положений о структурных подразделениях предприятия;
- разработка предложений по внедрению прогрессивных форм оплаты и стимулирования труда;
- разработка положений о премировании работников предприятия и контроль за правильностью их применения;
- проведение работ по изучению и анализу трудовых процессов, организационных структур управления, условий труда на предприятии и выявлению резервов роста производительности труда;
- учет показателей по труду и заработной плате, их анализ и составление установленной отчетности;
- разработка и проведение мероприятий по совершенствованию организации труда;
- разработка мероприятий по изменению организационно-управленческой структуры предприятия;
- организация и проведение мероприятий по совершенствованию нормирования труда;
- анализ эффективности применения действующих форм и систем оплаты труда, материального и морального стимулирования;
- контроль за расходованием фондов оплаты труда и материального стимулирования, правильностью применения форм и систем заработной платы, тарифных ставок и расценок, установления разрядов оплаты труда и окладов;
- разработка мероприятий, связанных с высвобождением и привлечением работников;
- контроль за соблюдением на предприятии трудового законодательства.
Основными задачами и функциями Службы внутреннего аудита являются:
- контроль за соответствием финансовых и хозяйственных операций интересам компании;
- проверка бухгалтерской и оперативной информации;
- проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества;
- оценка организации процессов учета, эффективности исполнения решений органов управления компании;
- анализ использования активов, оценка текущей ликвидности активов;
- независимая оценка и анализ финансового состояния;
- оценка адекватности уровня рисков целям деятельности;
- анализ и разработка рекомендаций по повышению эффективности и результативности бизнес-процессов;
- оценка соответствия действий сотрудников принятым нормам корпоративной и деловой этики, стратегическим целям;
- оценка размера упущенной выгоды и ущерба, причиненного сотрудниками и партнерами.
Разработка программы совершенствования финансового управления включает следующие этапы:
- Анализ финансово-экономической деятельности.
- Анализ финансовой составляющей компании (SWOT-анализ финансовой системы).
- Разработка процессной модели управления финансами.
- Разработка положения об организационной структуре финансовой службы.
- Разработка положения о финансовой структуре компании (системе центров ответственности).
- Разработка системы сбалансированных показателей.
- Разработка бюджетного регламента и положения о бюджетном комитете.
- Создание комплексной системы учета и контроля, в т.ч. системы отчетности.
- Разработка системы мотивации для стимулирования достижения финансовых целей.
- Выбор программных продуктов автоматизации финансового управления.
Далее: Процессное управление финансами
Image courtesy of Stuart Miles at FreeDigitalPhotos.net