Управление финансовыми рисками

Ранее: Управление денежными средствами

Выбор управленческих решений в финансовом менеджменте всегда сопряжен с рисками.

Риск – вероятность того, что прогнозируемые события не произойдут.

Риски связаны с такими понятиями – как определенность и неопределенность.

Определенность – условия принятия решения, когда результат принимаемого решения однозначен и вероятность наступления событий, влияющих на конечный результат, может быть установлена с той или иной степенью точности.

Неопределенность – условия принятия решения, когда невозможна полная идентификация результатов и вероятностей их появления.

При принятии управленческих решений очень часто присутствует неопределенность относительно поведения исходных параметров. Прежде чем принимать финансовые решения, необходимо оценить риски..

Два подхода к понятию «финансовый риск»

1 подход: Финансовый риск – это риск, связанный с финансами.

2 подход: Финансовый риск – это риск, связанный с финансированием.

Первый подход к понятию «финансовый риск»

Финансовый риск — риск, связанный с вероятностью потерь финансовых средств.

Финансовые риски возникли одновременно с появлением денежного обращения и возникновением отношений:

  • продавец – покупатель;
  • кредитор – заемщик;
  • инвестор – эмитент.

Финансовые риски являются неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности. Еще Адам Смит выделял в структуре предпринимательского дохода такую составляющую как «плата за риск» в виде возмещения возможного убытка, связанного с предпринимательской деятельностью.

Чистый риск – возможность того, что реальные денежные потоки окажутся меньше прогнозируемых вследствие потери капитала, неполучения обещанных платежей, недостижения прироста капитала.

Спекулятивный риск – возможность отклонения результата как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Виды финансового риска:

  • риски, связанные с покупательной способностью денег;
  • риски, связанные с вложением капитала;
  • риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности компании.

Риски покупательской способности:

  • инфляционные и дефляционные риски:
    • инфляционный риск связан с возможностью обесценения денег  и снижением реальных денежных доходов и прибыли из-за инфляции;
    • дефляционный риск — это риск того, что с ростом дефляции цены снижаются, что приводит к ухудшению экономических условий предпринимательства и снижению доходов;
  • валютные риски — опасность неблагоприятного снижения курса валюты; 
  • риски ликвидности  — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

Риски вложения капитала:

  • инвестиционные риски:
  • риск реального инвестирования;
  • риск финансового инвестирования (портфельный риск):
    • систематический риск;
    • несистематический риск;
  • риск инновационного инвестирования;
  • риски снижения доходности:
  • процентные риски (для банков и инвесторов);
  • кредитные риски.

Риски формы организации деятельности:

  • риски коммерческого кредита: коммерческий кредит предоставляется в виде аванса, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. При коммерческом кредите существует риск неполучения товара, услуги при предоплате либо риск неполучения оплаты при отсрочке и рассрочке;
  • оборотные риски: под оборотным риском понимается вероятность дефицита финансовых ресурсов в течение срока регулярного оборота: при постоянной скорости реализации продукции у предприятия могут возникать разные по скорости обороты финансовых ресурсов;
  • риск снижения финансовой устойчивости: риск, связанный с привлечением заемного капитала.

Второй подход  к понятию «финансовый риск»

Деловой (общий) риск включает:

  • коммерческий риск:
  • финансовый риск.

Коммерческий риск– риск коммерческой деятельности компании (негарантированность финансового результата: операционной и чистой прибыли) при 100%-м собственном финансировании.

В компании, не использующей заемные средства, общий риск совпадает с коммерческим риском.

Факторы, влияющие на коммерческий риск:

  • стабильность спроса, чем стабильнее спрос, тем меньше колеблется реализационный доход, операционная и чистая прибыль и меньше коммерческий риск;
  • стабильность цен на выпускаемую продукцию, чем больше нестабильность цен, тем больше возможные отклонения реализационного дохода и чистой прибыли, и тем больше коммерческий риск;
  • стабильность цен на сырье, материалы и комплектующие, предприятия, где в затратах высока доля материалов и комплектующих, цены на которые нестабильны, характеризуются более высокой степенью коммерческого риска;
  • эластичность спроса по цене, чем более неэластичен спрос, тем больше возможностей повышать цену на выпускаемую продукцию в ответ на повышение цен на сырье;
  • соотношение постоянных и переменных издержек —  операционный рычаг, если в издержках компании высока доля постоянных затрат, то при снижении реализационного дохода эти издержки будут значительно снижать значение прибыли, следовательно, коммерческий риск будет высок.

Финансовый риск –

  • дополнительный риск, возникающий у акционеров – владельцев собственного капитала в результате привлечения заемного капитала;
  • риск неплажеспособности компании и риск снижения доходов собственников.

Уровень финансового риска

Риск = (Средний уровень % по кредитам – Безрисковая ставка) х (ЗК/Активы) 

Риск = (Средний уровень % по кредитам – Безрисковая ставка) х (ЗК/Активы)

Качественная оценка рисков проводится в несколько этапов:

  • устанавливаются потенциальные области риска: мероприятия, операции, виды работ;
  • идентифицируются все возможные риски;
  • выявляются факторы, которые влияют на рост и/или уменьшение конкретных видов риска;
  • классифицируются факторы (по степени влияния, по характеру воздействия на риск, по степени управляемости, по источнику возникновения);
  • определяется система показателей оценки риска;
  • собирается информация о значении показателей.

Количественная оценка риска, т.е. численное определение размеров отдельных рисков и риска в целом производится на основе методов математической статистики. Сложность применения количественной оценки заключается в недостаточности и недоступности накопленной статистической информации.

Процесс управления финансовыми рисками может быть разбит на шесть последовательных стадий:

  • определение цели управления рисками;
  • идентификация рисков;
  • оценка рисков;
  • выбор метода управления рисками;
  • осуществление управления рисками;
  • мониторинг и анализ результатов управления рисками.

Методы управления финансовыми рисками:

  • избежание риска — сознательное решение не подвергаться определенному виду риска;
  • предотвращение ущерба — действия, предпринимаемые для уменьшения вероятности потерь и для минимизации их последствий;
  • принятие риска — покрытие убытков за счет собственных ресурсов;
  • перенос риска — перенесение риска на других лиц (хеджирование, страхование и диверсификация).

Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия)

  • снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора;
  • открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке.

 Инструменты хеджирования — финансовые инструменты, при помощи которых осуществляется защита от потенциальных рисков: валюта, ценные бумаги, депозиты, срочные контракты (опционы, фьючерсы, форвардные договоры, своп договоры).

Страхование — передача определенных рисков страховой компании.

Инструмент страхования – страховой полис – контракт, в соответствии с которым в случае возникновения конкретных, оговоренных в нем обстоятельств, клиенту выплачивается определенная сумма, называемая страховым возмещением

Платежи, которые получают страховые компании в качестве оплаты за предоставляемые ими услуги по страхованию, называются страховыми премиями.

Диверсификация – способ снижения риска, предполагающий распределение общего риска на несколько независимых, например:

  • распределение инвестируемых средств между несвязанными между собой объектами вложения;
  • распределение ответственности между участниками проекта;
  • распределение кредитного портфеля среди широкого круга заемщиков, которые отличаются друг от друга.

Финансовый рычаг

Финансовый рычаг (леверидж) отражает взаимосвязь между прибылью и соотношением собственного и заемного капитала.

При привлечении заемных средств изменяется рентабельность собственного капитала.

Эффект финансового рычага:

ЭФР (прирост РСК) = (РА — % ЗК) х ЗК/СК,

  • РСК – рентабельность собственного капитала,
  • РА – рентабельность активов в %,
  • ЗК – заемный капитал, СК – собственный капитал,
  • ЗК/СК – коэффициент финансового риска.

Эффект финансового рычага может быть и положительным, и отрицательным. Финансовый (кредитный) риск генерируется при отрицательном значении, когда стоимость кредита больше рентабельности капитала. Привлечение кредита по ставкам, выше рентабельности бизнеса ведет к прямым финансовым потерям компании.

Далее: Управление структурой капитала

Поделиться ссылкой: