Ранее: Управление денежными средствами

Выбор управленческих решений в финансовом менеджменте всегда сопряжен с рисками.
Риск – вероятность того, что прогнозируемые события не произойдут.
Риски связаны с такими понятиями – как определенность и неопределенность.
Определенность – условия принятия решения, когда результат принимаемого решения однозначен и вероятность наступления событий, влияющих на конечный результат, может быть установлена с той или иной степенью точности.
Неопределенность – условия принятия решения, когда невозможна полная идентификация результатов и вероятностей их появления.
При принятии управленческих решений очень часто присутствует неопределенность относительно поведения исходных параметров. Прежде чем принимать финансовые решения, необходимо оценить риски..
Два подхода к понятию «финансовый риск»
1 подход: Финансовый риск – это риск, связанный с финансами.
2 подход: Финансовый риск – это риск, связанный с финансированием.
Первый подход к понятию «финансовый риск»
Финансовый риск — риск, связанный с вероятностью потерь финансовых средств.
Финансовые риски возникли одновременно с появлением денежного обращения и возникновением отношений:
- продавец – покупатель;
- кредитор – заемщик;
- инвестор – эмитент.
Финансовые риски являются неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности. Еще Адам Смит выделял в структуре предпринимательского дохода такую составляющую как «плата за риск» в виде возмещения возможного убытка, связанного с предпринимательской деятельностью.
Чистый риск – возможность того, что реальные денежные потоки окажутся меньше прогнозируемых вследствие потери капитала, неполучения обещанных платежей, недостижения прироста капитала.
Спекулятивный риск – возможность отклонения результата как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Виды финансового риска:
- риски, связанные с покупательной способностью денег;
- риски, связанные с вложением капитала;
- риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности компании.
Риски покупательской способности:
- инфляционные и дефляционные риски:
- инфляционный риск связан с возможностью обесценения денег и снижением реальных денежных доходов и прибыли из-за инфляции;
- дефляционный риск — это риск того, что с ростом дефляции цены снижаются, что приводит к ухудшению экономических условий предпринимательства и снижению доходов;
- валютные риски — опасность неблагоприятного снижения курса валюты;
- риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.
Риски вложения капитала:
- инвестиционные риски:
- риск реального инвестирования;
- риск финансового инвестирования (портфельный риск):
- систематический риск;
- несистематический риск;
- риск инновационного инвестирования;
- риски снижения доходности:
- процентные риски (для банков и инвесторов);
- кредитные риски.
Риски формы организации деятельности:
- риски коммерческого кредита: коммерческий кредит предоставляется в виде аванса, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. При коммерческом кредите существует риск неполучения товара, услуги при предоплате либо риск неполучения оплаты при отсрочке и рассрочке;
- оборотные риски: под оборотным риском понимается вероятность дефицита финансовых ресурсов в течение срока регулярного оборота: при постоянной скорости реализации продукции у предприятия могут возникать разные по скорости обороты финансовых ресурсов;
- риск снижения финансовой устойчивости: риск, связанный с привлечением заемного капитала.
Второй подход к понятию «финансовый риск»
Деловой (общий) риск включает:
- коммерческий риск:
- финансовый риск.
Коммерческий риск– риск коммерческой деятельности компании (негарантированность финансового результата: операционной и чистой прибыли) при 100%-м собственном финансировании.
В компании, не использующей заемные средства, общий риск совпадает с коммерческим риском.
Факторы, влияющие на коммерческий риск:
- стабильность спроса, чем стабильнее спрос, тем меньше колеблется реализационный доход, операционная и чистая прибыль и меньше коммерческий риск;
- стабильность цен на выпускаемую продукцию, чем больше нестабильность цен, тем больше возможные отклонения реализационного дохода и чистой прибыли, и тем больше коммерческий риск;
- стабильность цен на сырье, материалы и комплектующие, предприятия, где в затратах высока доля материалов и комплектующих, цены на которые нестабильны, характеризуются более высокой степенью коммерческого риска;
- эластичность спроса по цене, чем более неэластичен спрос, тем больше возможностей повышать цену на выпускаемую продукцию в ответ на повышение цен на сырье;
- соотношение постоянных и переменных издержек — операционный рычаг, если в издержках компании высока доля постоянных затрат, то при снижении реализационного дохода эти издержки будут значительно снижать значение прибыли, следовательно, коммерческий риск будет высок.
Финансовый риск –
- дополнительный риск, возникающий у акционеров – владельцев собственного капитала в результате привлечения заемного капитала;
- риск неплажеспособности компании и риск снижения доходов собственников.
Уровень финансового риска
Риск = (Средний уровень % по кредитам – Безрисковая ставка) х (ЗК/Активы)
Риск = (Средний уровень % по кредитам – Безрисковая ставка) х (ЗК/Активы)
Качественная оценка рисков проводится в несколько этапов:
- устанавливаются потенциальные области риска: мероприятия, операции, виды работ;
- идентифицируются все возможные риски;
- выявляются факторы, которые влияют на рост и/или уменьшение конкретных видов риска;
- классифицируются факторы (по степени влияния, по характеру воздействия на риск, по степени управляемости, по источнику возникновения);
- определяется система показателей оценки риска;
- собирается информация о значении показателей.
Количественная оценка риска, т.е. численное определение размеров отдельных рисков и риска в целом производится на основе методов математической статистики. Сложность применения количественной оценки заключается в недостаточности и недоступности накопленной статистической информации.
Процесс управления финансовыми рисками может быть разбит на шесть последовательных стадий:
- определение цели управления рисками;
- идентификация рисков;
- оценка рисков;
- выбор метода управления рисками;
- осуществление управления рисками;
- мониторинг и анализ результатов управления рисками.
Методы управления финансовыми рисками:
- избежание риска — сознательное решение не подвергаться определенному виду риска;
- предотвращение ущерба — действия, предпринимаемые для уменьшения вероятности потерь и для минимизации их последствий;
- принятие риска — покрытие убытков за счет собственных ресурсов;
- перенос риска — перенесение риска на других лиц (хеджирование, страхование и диверсификация).
Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия)
- снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора;
- открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке.
Инструменты хеджирования — финансовые инструменты, при помощи которых осуществляется защита от потенциальных рисков: валюта, ценные бумаги, депозиты, срочные контракты (опционы, фьючерсы, форвардные договоры, своп договоры).
Страхование — передача определенных рисков страховой компании.
Инструмент страхования – страховой полис – контракт, в соответствии с которым в случае возникновения конкретных, оговоренных в нем обстоятельств, клиенту выплачивается определенная сумма, называемая страховым возмещением
Платежи, которые получают страховые компании в качестве оплаты за предоставляемые ими услуги по страхованию, называются страховыми премиями.
Диверсификация – способ снижения риска, предполагающий распределение общего риска на несколько независимых, например:
- распределение инвестируемых средств между несвязанными между собой объектами вложения;
- распределение ответственности между участниками проекта;
- распределение кредитного портфеля среди широкого круга заемщиков, которые отличаются друг от друга.
Финансовый рычаг
Финансовый рычаг (леверидж) отражает взаимосвязь между прибылью и соотношением собственного и заемного капитала.
При привлечении заемных средств изменяется рентабельность собственного капитала.
Эффект финансового рычага:
ЭФР (прирост РСК) = (РА — % ЗК) х ЗК/СК,
- РСК – рентабельность собственного капитала,
- РА – рентабельность активов в %,
- ЗК – заемный капитал, СК – собственный капитал,
- ЗК/СК – коэффициент финансового риска.
Эффект финансового рычага может быть и положительным, и отрицательным. Финансовый (кредитный) риск генерируется при отрицательном значении, когда стоимость кредита больше рентабельности капитала. Привлечение кредита по ставкам, выше рентабельности бизнеса ведет к прямым финансовым потерям компании.
Далее: Управление структурой капитала