Ранее: Финансовая стратегия

Оборотные активы (оборотные средства, текущие активы) —
- средства, непосредственно участвующие в производственном процессе и полностью переносящие свою стоимость на готовую продукцию;
- совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих их непрерывный кругооборот.
Оборотный капитал (текущие пассивы) — это капитал организации, вложенный в оборотные активы возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности.
Оборачиваемость капитала – трансформация финансовых ресурсов, происходящая в организации циклически. Оборотный капитал как минимум однократно оборачивается в течение года или производственного цикла.
Последствия недостатка оборотных средств:
- сужение круга поставщиков из-за недостатка средств для предоплаты;
- перебои в снабжении сырьем и материалами производственного процесса;
- утрата репутации и потеря покупателей из-за недостатка готовой продукции на складе;
- сужение круга покупателей из-за невозможности предоставления товарного кредита;
- чрезвычайные затраты по ликвидации простоев оборудования;
- выплата сверхурочных работникам;
- снижение прибыли из-за снижения объемов продаж.
Последствия избытка оборотных средств:
- рост расходов, связанных с хранением лишних запасов;
- моральное и физическое старение готовой продукции;
- снижение рентабельности активов из-за роста их общей стоимости;
- отсутствие бережливой культуры;
- отсутствие мотивации на снижение издержек и рост эффективности.
Чистый оборотный капитал – разница между текущими активами и текущими пассивами.
Текущие финансовые потребности–
- разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью;
- разница между средствами в запасах и дебиторской задолженности и кредиторской задолженностью;
- потребность в краткосрочном кредите.
Продолжительность операционного цикла включает период времени от момента расходования компанией денежных средств на приобретение запасов до поступления денег от дебиторов.
ПОЦ = ПОда + ПОмз + ПОгп + ПОдз ,
где ПОЦ — продолжительность операционного цикла, в днях;
ПОда — период оборота остатка денежных активов, в днях;
ПОмз — продолжительность оборота запасов сырья и материалов и НЗП, в днях;
ПОгп — продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;
ПОдз — продолжительность оборота дебиторской задолженности, в днях.
Продолжительность производственного цикла
ППЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп ,
где ППЦ — продолжительность производственного цикла, в днях;
ПОсм — период оборота запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;
ПОнз — период оборота объема незавершенного производства, в днях;
ПОгп — период оборота запаса готовой продукции, в днях.
Продолжительность финансового цикла
ПФЦ = ППЦ + ПОдз – ПОкз ,
где ПФЦ — продолжительность финансового цикла, в днях;
ППЦ — продолжительность производственного цикла, в днях;
ПОдз — период оборота дебиторской задолженности, в днях;
ПОкз — период оборота кредиторской задолженности, в днях.
Политика управления оборотными активами
Главная цель политики – эффективное управление оборотными активами компании для достижения ее целей и стратегий.
Виды политики управления оборотными активами:
- агрессивная (жирный кот);
- умеренная;
- консервативная (худо-бедно).
Агрессивная политика управления оборотными активами:
- отсутствие ограничений в наращивании текущих активов;
- значительные денежные средства;
- значительные запасы сырья и готовой продукции;
- стимулирование потребителей, высокий уровень дебиторской задолженности;
- высокий удельный вес текущих активов в имуществе;
- длительный период оборачиваемости активов;
- низкая рентабельность активов.
Консервативная политика управления оборотными активами:
- сдерживание роста текущих активов;
- минимизация запасов сырья и готовой продукции;
- короткий период оборачиваемости активов;
- невысокий удельный вес текущих активов в имуществе;
- высокие риски, связанные с поставками и платежами;
- нацеленность на высокую рентабельность активов.
Умеренная политика управления оборотными активами:
- умеренный уровень текущих активов, в т.ч. запасов сырья и готовой продукции;
- средний период оборачиваемости активов;
- умеренный удельный вес текущих активов в имуществе;
- средний уровень рисков, связанных с поставками и платежами;
- нацеленность на среднюю рентабельность активов.
Виды политики управления текущими пассивами:
- агрессивная
- преобладание краткосрочного кредита в общей сумме пассивов;
- высокий уровень финансового рычага;
- рост затрат за счет процентов за кредит;
- высокий уровень риска;
- умеренная
- средний уровень краткосрочного кредита;
- средний уровень финансового риска;
- консервативная
- низкий удельный вес краткосрочного кредита в общей сумме пассивов;
- финансирование активов преимущественно за счет собственных средств и долгосрочных кредитов и займов;
- низкий уровень финансового риска.
Методология разработки политики управления оборотными активами
I. Анализ оборотных активов компании в предшествующий период.
II. Идентификация и оценка внешних факторов, влияющих на формирование оптимального объема оборотных активов.
III. Идентификация и оценка внутренних факторов, влияющих на формирование оптимального объема оборотных средств.
IV. Установление параметров политики управления оборотными активами в предстоящем периоде.
I. Анализ оборотных активов компании в предшествующий период.
- Изучение характера динамики оборотных активов в
ретроспективном периоде:
- исследование динамики оборотных активов в рассматриваемом периоде;
- сопоставление темпа динамики оборотных активов с темпами динамики внеоборотных активов;
- сопоставление темпа динамики оборотного капитала с темпами динамики объемов операционной и инвестиционной деятельности;
- сопоставление темпа динамики оборотного капитала с темпами динамики активов компании.
- Изучение структуры и структурной динамики
оборотных активов компании:
- анализ динамики удельного веса денежных средств и их эквивалентов в структуре всех оборотных активов;
- анализ динамики удельного веса дебиторской задолженности в структуре всех оборотных активов;
- анализ динамики удельного веса материально-производственных запасов в структуре всех оборотных активов;
- сопоставление темпа динамики денежных средств с темпами динамики краткосрочных финансовых вложений;
- анализ динамики просроченной дебиторской задолженности в структуре общей суммы дебиторской задолженности.
- Изучение эффективности использования оборотного
капитала в целом и в разрезе его видов:
- анализ динамики коэффициента оборачиваемости всех оборотных активов и в разрезе их видов;
- сопоставление динамики коэффициента оборачиваемости всех оборотных активов и в разрезе их видов с динамикой коэффициента оборачиваемости внеоборотных активов;
- сопоставление динамики коэффициента оборачиваемости всех оборотных активов с динамикой коэффициента оборачиваемости краткосрочной кредиторской задолженности;
- анализ динамики ликвидности баланса (абсолютной, срочной, текущей);
- анализ динамики коэффициента рентабельности всех оборотных активов и в разрезе их видов (по чистой прибыли);
- анализ динамики собственных оборотных средств компании.
II. Идентификация и оценка внешних факторов, влияющих на формирование оптимального объема оборотных активов.
- Выявление отраслевых особенностей компании, влияющих
на объем оборотных активов компании:
- анализ уровня ликвидности компаний отрасли;
- анализ операционного и финансового цикла компаний отрасли;
- анализ документов, регламентирующих деятельность компаний отрасли;
- анализ деловой практики других компаний отрасли по отношению к формированию объема оборотных активов.
- Выявление основных факторов товарного и
финансового рынков, оказывающих наибольшее влияние на объем оборотных активов:
- анализ динамики макроэкономической ситуации в стране;
- анализ динамики спроса на товарных и финансовых рынках;
- анализ доступности финансовых кредитов;
- анализ инновационных товаров и услуг на товарных и финансовых рынках;
- анализ системы налогообложения в стране;
- анализ эволюции производственных и потребительских норм.
III. Идентификация и оценка внутренних факторов, влияющих на формирование оптимального объема оборотных средств.
- Идентификация стадии жизненного цикла компании,
выявление факторов, которые могут оказывать наибольшее влияние на объем
оборотных активов:
- анализ деловой активности компании;
- анализ потенциального спроса на продукцию компании;
- анализ внутренних данных о продажах;
- анализ сезонности производства и реализации продукции;
- анализ внешней деловой репутации компании;
- Оценка финансовой позиции компании в свете
влияния на объем оборотных активов:
- анализ уровня рентабельности операционной деятельности;
- анализ уровня операционного рычага;
- анализ амортизационной политики компании;
- анализ неотложности инвестиционных проектов;
- анализ кредиторов компании по срокам, объемам и условиям поставок и оплаты;
- анализ дебиторов по условиям их кредитования;
- анализ кредитоспособности компании.
- Идентификация приемлемого уровня риска для собственников и финансовых менеджеров компании, анализ финансового менталитета собственников и менеджеров:
- анализ отношения собственников и менеджеров компании к уровню риска;
- изучение практики принятия важных решений с позиции сохранения платежеспособности компании.
IV. Установление параметров политики управления оборотными активами в предстоящем периоде.
- Установление целей политики управления оборотными активами компании:
- анализ типа финансовой стратегии компании;
- анализ недостающего / излишнего объема оборотных активов;
- анализ необходимости пополнения / сокращения объема оборотных активов компании;
- определение типа политики управления оборотными активами.
- Установление оптимального объема оборотных активов на стратегический период:
- расчет целевого объема оборотных активов;
- расчет оптимального объема дебиторской задолженности компании;
- расчет оптимального объема материально-производственных запасов;
- расчет оптимального объема денежных средств на счетах и в кассе компании;
- расчет объема краткосрочных финансовых вложений и прочих оборотных активов.
- Определение состава основных кредиторов и дебиторов компании:
- определение состава основных кредиторов;
- определение состава основных дебиторов;
- распределение кредиторов по надежности, параметрам кредитования и другим факторам;
- распределение дебиторов по кредитному рейтингу и срокам дебиторской задолженности.
- Создание методики контроля эффективности управления оборотными активами через:
- анализ коэффициента оборачиваемости всех оборотных активов и в разрезе видов в прогнозном периоде;
- анализ коэффициента рентабельности оборотных активов и в разрезе их видов в прогнозном периоде;
- анализ ликвидности компании в прогнозном периоде (абсолютной, срочной, текущей);
- анализ достаточности собственных оборотных средств компании.
Далее: Управление материально-производственными запасами
Image courtesy of suphakit73 at FreeDigitalPhotos.net