Управление оборотным капиталом

Ранее: Финансовая стратегия

Оборотные активы (оборотные средства, текущие активы) —

  • средства, непосредственно участвующие в производственном процессе и полностью переносящие свою стоимость на готовую продукцию;
  • совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих их непрерывный кругооборот.

Оборотный капитал (текущие пассивы) — это капитал организации, вложенный в оборотные активы возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности.

Оборачиваемость капитала – трансформация финансовых ресурсов, происходящая в организации циклически. Оборотный капитал как минимум однократно оборачивается в течение года или производственного цикла.

Последствия недостатка оборотных средств:

  • сужение круга поставщиков из-за недостатка средств для предоплаты;
  • перебои в снабжении сырьем и материалами производственного процесса;
  • утрата репутации и потеря покупателей из-за недостатка готовой продукции на складе;
  • сужение круга покупателей из-за невозможности предоставления товарного кредита;
  • чрезвычайные затраты по ликвидации простоев оборудования;
  • выплата сверхурочных работникам;
  • снижение прибыли из-за снижения объемов продаж.

Последствия избытка оборотных средств:

  • рост расходов, связанных с хранением лишних запасов;
  • моральное и физическое старение готовой продукции;
  • снижение рентабельности активов из-за роста их общей стоимости;
  • отсутствие бережливой культуры;
  • отсутствие мотивации на снижение издержек и рост эффективности.

Чистый оборотный капитал – разница между текущими активами и текущими пассивами.

Текущие финансовые потребности

  • разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью;
  • разница между средствами в запасах и дебиторской задолженности и кредиторской задолженностью;
  • потребность в краткосрочном кредите.

Продолжительность операционного цикла включает период времени от момента расходования компанией денежных средств на приобретение запасов до поступления денег от дебиторов.

ПОЦ = ПОда + ПОмз + ПОгп + ПОдз ,

где ПОЦ — продолжительность операционного цикла, в днях;

ПОда — период оборота остатка денежных активов, в днях;

ПОмз — продолжительность оборота запасов сырья и материалов и НЗП, в днях;

ПОгп — продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;

ПОдз — продолжительность оборота дебиторской задолженности, в днях.

Продолжительность производственного цикла

ППЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп ,

где ППЦ — продолжительность производственного цикла, в днях;

ПОсм — период оборота запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

ПОнз — период оборота объема незавершенного производства, в днях;

ПОгп — период оборота запаса готовой продукции, в днях.

Продолжительность финансового цикла

ПФЦ = ППЦ + ПОдз – ПОкз ,

где ПФЦ — продолжительность финансового цикла, в днях;

ППЦ — продолжительность производственного цикла, в днях;

ПОдз — период оборота дебиторской задолженности, в днях;

ПОкз — период оборота кредиторской задолженности, в днях.

Политика управления оборотными активами

Главная цель политики  –  эффективное управление оборотными активами компании для достижения ее целей и стратегий.

Виды политики управления оборотными активами:

  • агрессивная (жирный кот);
  • умеренная;
  • консервативная (худо-бедно).

Агрессивная политика управления оборотными активами:

  • отсутствие ограничений в наращивании текущих активов;
  • значительные денежные средства;
  • значительные запасы сырья и готовой продукции;
  • стимулирование потребителей, высокий уровень дебиторской задолженности;
  • высокий удельный вес текущих активов в имуществе;
  • длительный период оборачиваемости активов;
  • низкая рентабельность активов.

Консервативная политика управления оборотными активами:

  • сдерживание роста текущих активов;
  • минимизация запасов сырья и готовой продукции;
  • короткий период оборачиваемости активов;
  • невысокий удельный вес текущих активов в имуществе;
  • высокие риски, связанные с поставками и платежами;
  • нацеленность на высокую рентабельность активов.

Умеренная политика управления оборотными активами:

  • умеренный уровень текущих активов, в т.ч. запасов сырья и готовой продукции;
  • средний период оборачиваемости активов;
  • умеренный удельный вес текущих активов в имуществе;
  • средний уровень рисков, связанных с поставками и платежами;
  • нацеленность на среднюю рентабельность активов.

Виды политики управления текущими пассивами:

  • агрессивная
    • преобладание краткосрочного кредита в общей сумме пассивов;
    • высокий уровень финансового рычага;
    • рост затрат за счет процентов за кредит;
    • высокий уровень риска;
  • умеренная
    • средний уровень краткосрочного кредита;
    • средний уровень финансового риска;
  • консервативная
    • низкий удельный вес краткосрочного кредита в общей сумме пассивов;
    • финансирование активов преимущественно за счет собственных средств и долгосрочных кредитов и займов;
    • низкий уровень финансового риска.

Методология разработки политики управления оборотными активами

I.    Анализ оборотных активов компании в предшествующий период.

II. Идентификация и оценка внешних факторов, влияющих на формирование оптимального объема оборотных активов.

III.  Идентификация и оценка внутренних факторов, влияющих на формирование оптимального объема оборотных средств.

IV. Установление параметров политики управления оборотными активами в предстоящем периоде.

I. Анализ оборотных активов компании в предшествующий период.

  • Изучение характера динамики оборотных активов в ретроспективном периоде:
    • исследование динамики оборотных активов в рассматриваемом периоде;
    • сопоставление темпа динамики оборотных активов с темпами динамики внеоборотных активов;
    • сопоставление темпа динамики оборотного капитала с темпами динамики объемов операционной и инвестиционной деятельности;
    • сопоставление темпа динамики оборотного капитала с темпами динамики активов компании.
  • Изучение структуры и структурной динамики оборотных активов компании:
    • анализ динамики удельного веса денежных средств и их эквивалентов в структуре всех оборотных активов;
    • анализ динамики удельного веса дебиторской задолженности в структуре всех оборотных активов;
    • анализ динамики удельного веса материально-производственных запасов в структуре всех оборотных активов;
    • сопоставление темпа динамики денежных средств с темпами динамики краткосрочных финансовых вложений;
    • анализ динамики просроченной дебиторской задолженности в структуре общей суммы дебиторской задолженности.
  • Изучение эффективности использования оборотного капитала в целом и в разрезе его видов:
    • анализ динамики коэффициента оборачиваемости всех оборотных активов и в разрезе их видов;
    • сопоставление динамики коэффициента оборачиваемости всех оборотных активов и в разрезе их видов с динамикой коэффициента оборачиваемости внеоборотных активов;
    • сопоставление динамики коэффициента оборачиваемости всех оборотных активов с динамикой коэффициента оборачиваемости краткосрочной кредиторской задолженности;
    • анализ динамики ликвидности баланса (абсолютной, срочной, текущей);
    • анализ динамики коэффициента рентабельности всех оборотных активов и в разрезе их видов (по чистой прибыли);
    • анализ динамики собственных оборотных средств компании.

II. Идентификация и оценка внешних факторов, влияющих на формирование оптимального объема оборотных активов.

  • Выявление отраслевых особенностей компании, влияющих на объем оборотных активов компании:
    • анализ уровня ликвидности компаний отрасли;
    • анализ операционного и финансового цикла компаний отрасли;
    • анализ документов, регламентирующих деятельность компаний отрасли;
    • анализ деловой практики других компаний отрасли по отношению к формированию объема оборотных активов.
  • Выявление основных факторов товарного и финансового рынков, оказывающих наибольшее влияние на объем оборотных активов:
    • анализ динамики макроэкономической ситуации в стране;
    • анализ динамики спроса на товарных и финансовых рынках;
    • анализ доступности финансовых кредитов;
    • анализ инновационных товаров и услуг на товарных и финансовых рынках;
    • анализ системы налогообложения в стране;
    • анализ эволюции производственных и потребительских норм.

III. Идентификация и оценка внутренних факторов, влияющих на формирование оптимального объема оборотных средств.

  • Идентификация стадии жизненного цикла компании, выявление факторов, которые могут оказывать наибольшее влияние на объем оборотных активов:
    • анализ деловой активности компании;
    • анализ потенциального спроса на продукцию компании;
    • анализ внутренних данных о продажах;
    • анализ сезонности производства и реализации продукции;
    • анализ внешней деловой репутации компании;
  • Оценка финансовой позиции компании в свете влияния на объем оборотных активов:
    • анализ уровня рентабельности операционной деятельности;
    • анализ уровня операционного рычага;
    • анализ амортизационной политики компании;
    • анализ неотложности инвестиционных проектов;
    • анализ кредиторов компании по срокам, объемам и условиям поставок и оплаты;
    • анализ дебиторов по условиям их кредитования;
    • анализ кредитоспособности компании.
  • Идентификация приемлемого уровня риска для собственников и финансовых менеджеров компании, анализ финансового менталитета собственников и менеджеров:
    • анализ отношения собственников и менеджеров компании к уровню риска;
    • изучение практики принятия важных решений с позиции сохранения платежеспособности компании.

IV. Установление параметров политики управления оборотными активами в предстоящем периоде.

  • Установление целей политики управления оборотными активами компании:
    • анализ типа финансовой стратегии компании;
    • анализ недостающего / излишнего объема оборотных активов;
    • анализ необходимости пополнения / сокращения объема оборотных активов компании;
    • определение типа политики управления оборотными активами.
  • Установление оптимального объема оборотных активов на стратегический период:
    • расчет целевого объема оборотных активов;
    • расчет оптимального объема дебиторской задолженности компании;
    • расчет оптимального объема материально-производственных запасов;
    • расчет оптимального объема денежных средств на счетах и в кассе компании;
    • расчет объема краткосрочных финансовых вложений и прочих оборотных активов.
  • Определение состава основных кредиторов и дебиторов компании:
    • определение состава основных кредиторов;
    • определение состава основных дебиторов;
    • распределение кредиторов по надежности, параметрам кредитования и другим факторам;
    • распределение дебиторов по кредитному рейтингу и срокам дебиторской задолженности.
  • Создание методики контроля эффективности управления оборотными активами через:
    • анализ коэффициента оборачиваемости всех оборотных активов и в разрезе видов в прогнозном периоде;
    • анализ коэффициента рентабельности оборотных активов и в разрезе их видов в прогнозном периоде;
    • анализ ликвидности компании в прогнозном периоде (абсолютной, срочной, текущей);
    • анализ достаточности собственных оборотных средств компании.

Далее: Управление материально-производственными запасами

Image courtesy of suphakit73 at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: