Управление собственными финансовыми ресурсами

Ранее: Политика реального инвестирования

Способы финансирования деятельности компании:

  • самофинансирование (простое и расширенное);
  • финансирование через механизмы рынка капитала (долевое и долговое);
  • банковское кредитование;
  • бюджетное финансирование;
  • финансирование хозяйствующих субъектов.

Основные задачи стратегии формирования финансовых ресурсов:

  • обеспечение возрастания потенциала формирования финансовых ресурсов компании из внутренних источников;
  • обеспечение возрастания потенциала формирования финансовых ресурсов компании из внешних источников;
  • оптимизация структуры капитала по критерию стоимости с учетом риска.

Политики в рамках стратегии формирования финансовых ресурсов:

  • политика управления собственными средствами;
  • политика управления заемными средствами.

Главная цель политики управления собственными финансовыми ресурсами – обеспечение роста внутренних источников финансирования для достижения целей компании в рамках реализации финансовой стратегии.

Политика управления собственными финансовыми ресурсами включает:

  • Дивидендную политику
  • Политику управления прибылью
  • Амортизационную политику
  • Эмиссионную политику

Методология разработки политики управления собственными финансовыми ресурсами:

I.   Анализ формирования собственных финансовых ресурсов в предшествующем периоде.

II.  Установление параметров формирования собственного капитала в предстоящем периоде.

III.  Формирование эффективных условий формирования собственных финансовых ресурсов.

Дивидендная политика

Главная цель дивидендной политики – установление порядка и условий выплаты дивидендов в соответствии с финансовой стратегией компании.

Дивиденд – часть прибыли компании, распределяемая между акционерами, пропорционально числу акций: дивиденд объявляется в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию.

Факторы, влияющие на объем дивидендных выплат:

  • инвестиционные возможности компании;
  • предпочтения акционеров между текущим и будущим доходом;
  • сложившаяся структура собственников;
  • выбранная структура капитала;
  • стоимость других источников капитала.

Типы дивидендной политики:

  • остаточная политика выплаты дивидендов;
  • политика оптимального уровня дивидендов;
  • политика неснижающихся дивидендов и остаточного подхода к нераспределенной прибыли;
  • политика стабильного уровня дивидендов от прибыли;
  • политика постоянного прироста размера дивидендов.

Остаточная политика выплаты дивидендов

Строится с учетом:

  • инвестиционных возможностей компании;
  • ограниченности внешних источников финансирования;
  • высокой стоимости внешних источников.

Дивиденды выплачиваются только после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли.

Дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все приемлемые инвестиционные проекты:

  • если всю прибыль целесообразно использовать для инвестирования, то дивиденды не выплачиваются совсем;
  • если у компании нет приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.

Политика оптимального уровня дивидендов

Компания устанавливает оптимальный уровень дивидендов (в % от прибыли) и в течение продолжительного периода придерживается этого уровня. Поскольку величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендов тоже будет различно. Устанавливая оптимальное значение дивидендных выплат, компания не следует ему слепо, а придерживается как ориентира. В конкретные годы дивидендные выплаты могут отличаться от оптимального размера, но в среднем за длительный период должны быть близки к нему. Преимущество метода – надежность, дивиденды будут выплачены в любом случае (в долгосрочном периоде). Недостаток – колебание дивидендов может отразиться на стоимости акций.

Политика неснижающихся дивидендов и остаточного подхода к нераспределенной прибыли

Суть данной политики – никогда не снижать ежегодный размер дивидендов. При высокой инфляции сумма дивидендов корректируется на % инфляции. Означает низкий риск инвестирования и невысокую доходность. Дивиденды либо постоянны, либо слабо растут. Достоинство – стабильность,  бумаги компаний, проводящих такую дивидендную политику, ликвидны, их покупают пенсионные фонды. Недостаток – слабая связь дивидендов с результатами деятельности. В периоды низкой прибыли такая политика может привести к прекращению инвестиционной деятельности компании.

Политика стабильного уровня дивидендов от прибыли

Предусматривает выплату дивидендов пропорционально уровню заработанной прибыли. Дивиденды полностью зависят от размера полученной прибыли. Недостаток – нестабильность. Это приводит к резкому изменению стоимости акций, поскольку инвесторы на фондовом рынке часто предпочитают высокую доходность и высокие риски.

Политика постоянного прироста размера дивидендов

Предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендов на основе фиксированного процента прироста к предыдущему уровню дивидендов. Преимущество – высокая инвестиционная привлекательность. Недостаток – риск банкротства, если темп прироста дивидендов будет превышать темп прироста прибыли. Такой тип политики могут позволить только те, кто сможет обеспечить стабильный рост прибыли.

Форма выплаты дивидендов:

  • выплата денежными средствами;
  • выплата акциями (предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивиденда);
  • реинвестирование дивидендов (компания может предложить акционерам программу реинвестирования дивидендов, при этом акционер получает право выбора: получить дивиденды или реинвестировать их).

Основные показатели дивидендной политики:

  • Дивидендная доходность акции = Дивиденд на 1 акцию / Текущая рыночная цена акции
  • Коэффициент дивидендных выплат = Дивиденд на 1 акцию / Чистая прибыль на 1 акцию

Политика управления прибылью

Главные цели политики управления прибылью – обеспечение эффективного распределения прибыли в соответствии с целями финансовой стратегии компании.

Распределение прибыли  —  процесс формирования направлений использования прибыли в соответствии с целями и задачами развития компании.

Главные задачи политики управления прибылью:

  • обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;
  • обеспечение приоритетных целей стратегического развития компании за счет капитализируемой части прибыли;
  • обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защищенности персонала;
  • обеспечение формирования в необходимых размерах резервного фонда и других фондов компании.

Внешние факторы, влияющие на управление прибылью:

  • правовые ограничения;
  • налоговая система;
  • темп инфляции;
  • конъюнктура рынка;
  • прозрачность фондового рынка;
  • среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал;
  • альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов.

Внутренние факторы, влияющие на управление прибылью:

  • менталитет собственников;
  • уровень рентабельности деятельности компании;
  • инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов;
  • стадия жизненного цикла компании;
  • уровень финансового рычага;
  • уровень концентрации управления;
  • уровень текущей платежеспособности компании;
  • программы участия персонала компании в прибыли;
  • уровень рисков компании;
  • наличие альтернативных источников инвестиционных ресурсов;
  • необходимость завершения начатых инвестиционных проектов.

Амортизационная политика

Главная цель амортизационной политики – выбор метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в соответствии с целями финансовой стратегии.

Основные нормативные документы:

  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»;
  • НК, гл. 25, Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации.

Методы амортизации основных средств:

  • методы амортизации в бухгалтерском учете:
    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    • способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
  • методы амортизации в налоговом учете:
    • линейный метод;
    • нелинейный метод;
    • ускоренная амортизация.

Методы амортизации нематериальных активов:

По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

Эмиссионная политика

Главная цель эмиссионной политики — привлечение финансовых ресурсов путем эмиссии акций, увеличение собственного капитала компании.

Эмиссия ценных бумаг — установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг.

Акционерное общество может выпускать все виды ценных бумаг, определенные ФЗ «О рынке ценных бумаг», хозяйствующие субъекты другой организационно-правовой формы — только облигации.

Способы размещения акций:

  • публичное предложение: размещение акций через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам;
  • тендерная продажа: один или несколько инвестиционных институтов покупают у эмитента весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции;
  • продажа инвесторам по подписке: осуществляется эмитентом без привлечения инвестиционного института;
  • метод  целевого размещения: реализуется при небольших выпусках акций.

Подписка – наиболее распространенный способ размещения акций дополнительного выпуска при увеличении уставного капитала. Размещение акций путем подписки осуществляется на возмездной основе и предполагает заключение договоров купли-продажи акций между инвестором и эмитентом. Если круг потенциальных приобретателей акций дополнительного выпуска заранее определен – это закрытая подписка. Если круг потенциальных приобретателей дополнительных акций не ограничен – это открытая подписка.

Алгоритм установления цены размещения акций:

  • исследовать динамику цен на собственные акции;
  • исследовать тренды и выявить корреляцию с внешними факторами, дивидендной политикой, финансовым состоянием;
  • оценить уровень чувствительности цен на акции к изменению их объема;
  • провести оценку емкости рынка и потенциального спроса;
  • рассчитать возможные цены акций по различным сценариям;
  • провести обоснование целесообразности эмиссии и выбора момента её осуществления;
  • установить цену размещения дополнительной эмиссии акций;
  • провести анализ результатов дополнительной эмиссии по составу инвесторов, числу и ценам купленных ими акций;
  • провести анализ результатов дополнительной эмиссии по динамике цен на вторичном рынке;
  • провести оценку собственного капитала после дополнительной эмиссии.

Недостатки эмиссии:

  • высокие затраты;
  • увеличение затрат публичной компании по сравнению с непубличной;
  • неприемлемость для небольших компаний;
  • опасности раскрытия информации;
  • давление со стороны инвесторов и аналитиков по улучшению результатов.

Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг  утверждаются нормативными актами регулирующих органов.

Этапы процедуры эмиссии:

  • принятие решения о размещении ценных бумаг;
  • утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • размещение ценных бумаг;
  • государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Первоначальное публичное размещение (IPO – Initial Public Offering) – сделанное впервые, публичное предложение инвесторам стать акционерами компании; представляет собой сложный комплекс организационных, юридических и финансовых процедур, в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы посредники.

Основные цели IPO:

  • привлечение инвестиций в компанию;
  • эффективный способ выйти из бизнеса прежним владельцам;
  • мотивация менеджмента;
  • установление рыночной стоимости бизнеса;
  • рост узнаваемости брэнда;
  • подтверждение надежности компании;
  • выход на мировые рынки;

Основной посредник между компанией и инвесторами – андеррайтер.

Андеррайтер:

— лицо, принимающее на себя обязанности по размещению, реализации ценных бумаг на рынке;

— сторона, гарантирующая эмитенту выручку от продажи выпуска ценных бумаг.

Главная цель андеррайтера – проведение успешного IPO, результаты которого удовлетворили бы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции. Фактически андеррайтер приобретает ценные бумаги у эмитента и перепродает их инвесторам. Обычно в качестве андеррайтера выступает инвестиционный банк.

Основные задачи андеррайтера:

  • выбор схемы IPO;
  • анализ эмитента;
  • подготовка и осуществление всех юридических процедур;
  • информационное сопровождение;
  • привлечение инвесторов;
  • организация работы других посредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO;
  • определение цены предложения акций.

Этапы IPO:

1. Принятие решения об IPO.

2. Выбор площадки для IPO.

3. Формирование команды по размещению.

4. Подготовка компании к публичному статусу.

5. Совершенствование корпоративного управления.

6. Формирование синдиката андеррайтеров.

7. Юридическое сопровождение.

8. Информационное сопровождение.

9. Размещение ценных бумаг при IPO.

10. Анализ завершенных сделок IPO.

Этапы разработки эффективной эмиссионной политики:

  • исследование возможности эффективного размещения эмиссии акций;
  • определение целей эмиссии;
  • определение объема эмиссии с учетом потребности компании;
  • определение номинала, видов и количества акций, оценка целесообразности выпуска привилегированных акций;
  • оценка стоимости привлекаемого капитала;
  • определение состава андеррайтеров;
  • согласование первоначальной котировки акций, определение размера комиссионного вознаграждения;
  • оценка эффективности эмиссии акций.

Далее: Управление заемными финансовыми ресурсами

Поделиться ссылкой: