Инновационная стратегия

Ранее: Инновационное развитие компании

Инновационная стратегия  — целенаправленная деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и менеджмента.

Формирование инновационной стратегии предусматривает:

  • выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику;
  • оценку состояния организационных структур управления нововведениями.

Тип инновационной стратегии зависит от:

  • технологических возможностей (имеющийся научный и технико-технологический потенциал, наличие лицензий);
  • конкурентной позиции (доля рынка, способность быстро реагировать на динамику рыночных структур);
  • накопленного опыта инновационной деятельности;
  • профессионализма менеджеров, отвечающих за принятие решений в сфере инновационного развития.

Основные элементы инновационной стратегии:

  • совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии;
  • создание, освоение и использование новых продуктов и процессов;
  • повышение качественного уровня научно-технологической базы производства;
  • повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;
  • увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала;
  • совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;
  • рационализация ресурсной базы;
  • обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности;
  • достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

Факторы эффективности инновационной стратегии:

  • накопленный опыт и потенциал, специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы потенциальных эффективных нововведений;
  • гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций подразделений;
  • процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления;
  • методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений.

Типы и виды инновационной стратегии:

  • адаптационная (оборонительная, пассивная):
    • защитная стратегия;
    • стратегия инновационной имитации;
    • стратегия выжидания;
    • стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы  потребителей;
  • творческая (наступательная, активная):
    • активные НИОКР;
    • стратегия, ориентированная на маркетинг;
    • стратегия слияний и приобретений.

Сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. Инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.

Защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукцией. Направления защитной стратегии:

  • создание на рынке продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы;
    • переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций.

Основной фактор успешности защитной стратегии –  время. Все предполагаемые мероприятия проводятся в достаточно короткие сроки, поэтому организация должна иметь определенный научно-технический задел и устойчивое положение, чтобы достигнуть ожидаемого результата.

Стратегия инновационной имитации предполагает копирование новшеств конкурентов, эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Товаропроизводители, выбирающие эту стратегию, несут меньше затрат на НИОКР и меньше рискуют, получают невысокую прибыль, так как издержки производства по сравнению с разработчиком более высокие, доля рынка относительно невелика,  а потребители испытывают к имитируемой продукции недоверие.

Стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Производитель стремится убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, а затем превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества.

Стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется в области производства промышленного оборудования, её реализуют небольшие организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний; они быстро реагируют на конкретные производственные потребности и в короткие сроки адаптируют свою производственную и научно-техническую деятельность в соответствии с содержанием предлагаемых заказов.

Активные НИОКР характеризуются тем, что производители создают конкурентное преимущество за счет оригинальных, единственных в своем роде научно-технических разработок и методов. Ключевые стратегические возможности открываются за счет диверсификации, освоения новой продукции и рынков.

Стратегические задачи управления при активных НИОКР:

  • мобилизация дополнительных активов для вступления в новые продуктовые рынки;
  •  постоянный анализ деятельности производственных подразделений с точки зрения выявления возникающих технологических возможностей;
  • проведение внутренней реорганизации, необходимой для освоения новой продукции.

Стратегия, ориентированная на маркетинг предусматривает целевую направленность всех элементов производственной системы, а также вспомогательных и обслуживающих видов деятельности на поиск средств решения проблем, связанных с выходом новшества на рынок. Успешность стратегии напрямую зависит от   интенсивности инновационной деятельности организации, направления значительных средств на НИОКР, поддержания духа творчества в коллективе и стимулирующего организационного климата.

Стратегия слияний и приобретений – стратегия, предусматривающая создание новых производств, крупных подразделений, совместных организаций на базе объединения ранее обособленных структур,  предполагает меньший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки.



Поделиться ссылкой: