Макет бизнес-плана, применяемый в России

Ранее: Международная форма бизнес-плана

Макет бизнес-плана, применяемый в России, введен постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1470. Он имеет следующую структуру:

1. Титульный лист:

  • название и адрес предприятия;
  • руководитель предприятия (организации);
  • ФИО и телефон;
  • суть проекта (3-5 строк);
  • характер строительства;
  • сметная стоимость проекта;
  • годы строительства;
  • финансирование проекта (в процентах): собственные средства, заемные средства (отдельно — отечественные и иностранные);
  • срок окупаемости проекта;
  • наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (организации и даты утверждения);
  • заявление о коммерческой тайне.

2. Вводная часть или резюме проекта (3 — 4 стр.):

  • цели проекта;
  • сущность проекта;
  • преимущества продукции (услуг);
  • ожидаемый спрос на продукцию;
  • основные факторы успеха;
  • ожидаемый экспорт продукции или замещение импорта;
  • требуемые инвестиции;
  • срок возврата заемных средств;
  • решение социальных вопросов (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.).

3. Анализ положения дел в отрасли (3 — 4 стр.)

(назначением раздела является описание характера отрасли: развивающаяся, стабильная, стагнирующая):

  • общая потребность и объем производства продукции в регионе и России;
  • ожидаемая доля предприятия по производству продукции в регионе или в России;
  • потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны;
  • какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.

4. Производственный план

(назначение раздела – аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели):

  • специфические требования к организации производства;
  • состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость;
  • сырье и материалы, поставщики и ориентировочные цены;
  • альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
  • форма амортизации, нормы амортизации;
  • себестоимость намечаемой к производству продукции;
  • структура капитальных вложений (строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты);
  • сроки ввода и освоение мощностей;
  • обеспечение экологической и технической безопасности.

5. План маркетинга

(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызывает серьезных проблем):

  • конечные потребители;
  • является ли предприятие монополистом;
  • характер спроса (равномерный или сезонный);
  • характеристика конкуренции и конкурентов;
  • какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам;
  • патентная ситуация (защита товара в стране лицензиара, на внутреннем и внешнем рынках, возможность конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав предприятия);
  • воздействие на себестоимость продукции технологических изменений, использования продуктов-заменителей, изменений в законодательстве по условиям труда, охране природы и т.д.;
  • торгово-сбытовые издержки;
  • капитальные затраты, связанные с реализацией продукции (услуг);
  • каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия;
  • обоснование цены на продукцию;
  • организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта);
  • послепродажное обслуживание;
  • организация рекламы и объем затрат на рекламу;
  • договор или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.

6. Организационный план

  • организационно-правовая форма предприятия (условия создания и партнерства, учредители и принадлежащие им доли);
  • акции (сколько выпущено и сколько предполагается выпустить);
  • руководящий состав, краткие биографические справки;
  • кто обладает правом подписи финансовых документов;
  • распределение обязанностей между членами руководящего состава;
  • поддержка проекта местной администрацией.

7. Финансовый план

  • объем инвестиций;
  • объем финансирования проекта по источникам и периодам;
  • условия предоставления кредитов;
  • движение денежных потоков;
  • прогнозный баланс доходов и расходов;
  • показатели эффективности проекта (срок окупаемости, внутренний коэффициент эффективности и др.);
  • оценка структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и т.д.)

Далее : Форма бизнес-плана для малого бизнеса

Image courtesy of suphakit73 at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: