Базовые аспекты формирования стратегии

При формировании стратегии компании необходимо учитывать несколько важнейших аспектов:

Воплощение намерений  руководства

На стратегию в существенной мере накладываются характеристики руководителя: личность, ценности, стремления. Руководитель осуществляет управление на основе своего видения. Он формирует смысл и цели существования предприятия, направления его развития. При этом видение руководителя не нейтрально, а всегда окрашено личностными характеристиками, такими как ценности, стремления, предпочтения.

Реализация потенциала коллектива

Формирование стратегии должно производится так, чтобы в наибольшей мере использовать потенциал коллектива к слаженному взаимодействию с целью решения стоящих перед компанией задач. Наилучших результатов можно добиться, показав сотрудникам, как их стремления воплощаются в жизнь через реализацию общих целей. Механизмы такого убеждения включают формирование:

  • видения, миссии компании
  • корпоративной культуры (ценностей, принципов этики, идеалов)
  • стиля функционирования
  • систем материального и нематериального вознаграждения за достижение целей
  • внимательного отношения к нуждам персонала

Рациональное управление

В основе рационального управления лежит требование экономической эффективности. Рациональное управление включает:

  • анализ и прогнозирование (внешние и внутренние тренды)
  • планирование
  • позиционирование на рынке
  • формирование портфеля ассортимента продукции
  • управление организационной структурой
  • управление системами планирования и координации

Формирование  конкурентных преимуществ

Формирование конкурентных преимуществ начинается с выявления фактических и потенциальных покупателей, изучения их вкусов и предпочтений, способов приобретений, способов воздействий на клиентов. Определяются критерии, по которым оценивается товар потребителем. Ясное понимание потребителей позволяет понять, что именно им надо и за какую цену. Конкурентные преимущества реализуются при помощи лучшего выполнения предприятием своих функций.  Основными способами формирования конкурентных преимуществ являются:

  • снижение издержек
  • повышение качества
  • улучшение сервиса

Отслеживание адекватности окружающей среде

Стратегия рассматривается в аспекте взаимодействия предприятия с

  • поставщиками и потребителями
  • конкурентами
  • правительствами и общественными организациями
  • гражданами и общественностью

Взаимодействие предприятия с этими лицами может рассматриваться, с одной стороны, как источник ресурсов и возможностей, с другой стороны, как источник факторов риска и форс-мажорных обстоятельств. Использование потенциалов среды и управление факторами риска совершенно необходимо для выживания и благополучного развития компании.

(автор идеи: Н.Н. Тренев)

Поделиться ссылкой: