
При формировании стратегии компании необходимо учитывать несколько важнейших аспектов:
Воплощение намерений руководства
На стратегию в существенной мере накладываются характеристики руководителя: личность, ценности, стремления. Руководитель осуществляет управление на основе своего видения. Он формирует смысл и цели существования предприятия, направления его развития. При этом видение руководителя не нейтрально, а всегда окрашено личностными характеристиками, такими как ценности, стремления, предпочтения.
Реализация потенциала коллектива
Формирование стратегии должно производится так, чтобы в наибольшей мере использовать потенциал коллектива к слаженному взаимодействию с целью решения стоящих перед компанией задач. Наилучших результатов можно добиться, показав сотрудникам, как их стремления воплощаются в жизнь через реализацию общих целей. Механизмы такого убеждения включают формирование:
- видения, миссии компании
- корпоративной культуры (ценностей, принципов этики, идеалов)
- стиля функционирования
- систем материального и нематериального вознаграждения за достижение целей
- внимательного отношения к нуждам персонала
Рациональное управление
В основе рационального управления лежит требование экономической эффективности. Рациональное управление включает:
- анализ и прогнозирование (внешние и внутренние тренды)
- планирование
- позиционирование на рынке
- формирование портфеля ассортимента продукции
- управление организационной структурой
- управление системами планирования и координации
Формирование конкурентных преимуществ
Формирование конкурентных преимуществ начинается с выявления фактических и потенциальных покупателей, изучения их вкусов и предпочтений, способов приобретений, способов воздействий на клиентов. Определяются критерии, по которым оценивается товар потребителем. Ясное понимание потребителей позволяет понять, что именно им надо и за какую цену. Конкурентные преимущества реализуются при помощи лучшего выполнения предприятием своих функций. Основными способами формирования конкурентных преимуществ являются:
- снижение издержек
- повышение качества
- улучшение сервиса
Отслеживание адекватности окружающей среде
Стратегия рассматривается в аспекте взаимодействия предприятия с
- поставщиками и потребителями
- конкурентами
- правительствами и общественными организациями
- гражданами и общественностью
Взаимодействие предприятия с этими лицами может рассматриваться, с одной стороны, как источник ресурсов и возможностей, с другой стороны, как источник факторов риска и форс-мажорных обстоятельств. Использование потенциалов среды и управление факторами риска совершенно необходимо для выживания и благополучного развития компании.
(автор идеи: Н.Н. Тренев)