Функциональные бизнес-стратегии

Ранее: Общая стратегия компании

Основные виды функциональных стратегий:

  • маркетинговая стратегия;
  • производственная стратегия;
  • финансовая стратегия;
  • инновационная стратегия;
  • кадровая стратегия.

Маркетинговая стратегия

Виды маркетинговой стратегии:

  • Атакующая стратегия (стратегия наступления) предполагает активную позицию фирмы на рынке, преследует цель завоевать и расширить рыночную нишу;
  • Оборонительная (удерживающая) стратегия предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке, выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительна или у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной политики;
  • Стратегия отступления – вынужденная, а не выбираемая стратегия, т.е. фирма сознательно идет на снижение своей рыночной доли,  предполагает постепенное сворачивание сбытовых и стимулирующих операций.

Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. (Ф. Котлер).

Содержание маркетинговой деятельности – поиск взаимовыгодного компромисса между потребностями потенциальных потребителей и производственными возможностями  и ключевыми компетенциями компании  с учетом возможных действий конкурентов.

Основные направления маркетинговой деятельности:

  • сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде компании – маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т.п.;
  • анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений (сегментирование и выбор целевых сегментов, оценка конкурентоспособности, позиционирование и т.п.);
  • планирование маркетинговых мероприятий (разработка маркетинговой стратегии и плана маркетинга);
  • формирование и реализация комплекса маркетинга.

Элементы комплекса маркетинга:

  • Продукт (марка продукта, разнообразие номенклатуры (ассортимента) продуктов, показатель уровня качества продукта, качество упаковки, уровень предпродажной подготовки, уровень послепродажного обслуживания, рыночная доля, скорость изменения объема продаж);
  • Цена (уровень цен, гибкость ценовой политики, назначение цен на новые товары);
  • Доведение продукта до потребителя (объем реализации по разным каналам сбыта, численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов, уровень их квалификации, эффективность работы каналов сбыта, использование инструментов прямого маркетинга);
  • Продвижение продукта (уровень рекламной деятельности: бюджет рекламной деятельности, виды рекламы, используемые СМИ, характеристика отдельных рекламных кампаний, уровень и методы стимулирования сбыта, размер бюджета стимулирования, использование инструментов связей с общественностью).

Производственная стратегия

Производственная стратегия направлена на  удовлетворение запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции.

Основные цели производственной стратегии:

  • оптимальная загрузка мощностей;
  • снижение затрат на производство;
  • качество производства;
  • качество производственных поставок;
  • соответствие производства спросу.

Основные объекты производственной стратегии:

  • производственные мощности (производственные площади, оборудование, размещение, производительность, технологические процессы);
  • производственная инфраструктура; 
  • производственный персонал;
  • производственные материальные ресурсы;
  • производственная логистика.

Финансовая стратегия

Основные виды финансовой стратегии:

  • стратегия финансовой поддержки ускоренного роста компании;
  • стратегия финансового обеспечения устойчивого роста компании;
  • антикризисная финансовая стратегия.

Структура финансовой стратегии:

  • стратегия финансовой безопасности;
  • инвестиционная стратегия;
  • стратегия формирования финансовых ресурсов;
  • стратегия управления финансовой деятельностью.

Инновационная стратегия

Виды инновационной стратегии:

  • Адаптационная (оборонительная, пассивная);
    •  защитная стратегия;
    •  стратегия инновационной имитации;
    •  стратегия выжидания;
    •  стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей;
  •  Творческая (наступательная, активная);
    •  активные НИОКР;
    •  стратегия, ориентированная на маркетинг;
    •  стратегия слияний и приобретений.

Подробнее об инновационной стратегии здесь.

Кадровая стратегия и политика

Кадровая стратегия — набор основных целей и методов в области управления персоналом.

Кадровая политика  (политика управления персоналом) —

  • совокупность принципов, правил, норм, и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом;
  • направлена на приведение кадрового потенциала в соответствие с целями и стратегиями предприятия.

Социальная политика организации — часть политики управления персоналом, включающая в себя все цели и мероприятия, связанные с добровольными социальными услугами фирмы.

Виды кадровой политики:

  • активная кадровая политика  предполагает наличие у руководства организации обоснованных прогнозов ее развития и соответствующих им методов и средств воздействия на персонал;
  • пассивная кадровая политика предполагает отсутствие у руководства организации четко выраженной программы действий в отношении персонала;
  • реактивная кадровая политика характерна для предприятий, руководство которых осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом и предпринимает меры по локализации проблем.

Типы кадровой политики:

  • Закрытая кадровая политика  — кадровая политика, ориентированная на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, все последующие замещения работников происходят только из числа сотрудников организации.
  • Открытая кадровая политика — кадровая политика, характеризующаяся готовностью принять на работу любого работника, если он обладает соответствующей квалификацией.

Основные направления кадровой политики:

  • прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
  • разработка программ развития персонала с целью решения текущих и будущих задач предприятия;
  •  разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом;
  • создание современных систем подбора и отбора персонала;
  •  проведение маркетинговой деятельности в области персонала;
  •  разработка программ занятости;
  • усиление стимулирующей роли оплаты труда;
  • разработка социальных программ.

Далее: Сбалансированная система показателей

Поделиться ссылкой: