
Миссия (mission) — это общая, выраженная в качественных категориях цель организации, определяющая смысл её существования и сферу деятельности.
Миссия –
- основная цель организации, высшее понятие в иерархии целей;
- основное предназначение, смысл существования организации, выраженный через те выгоды, которые организация несёт заинтересованным сторонам;
- основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования;
- философия и предназначение, смысл существования организации.
Миссия
- делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации, ориентируя их действия в едином направлении;
- способствует концентрации внимания сотрудников при осуществлении своей деятельности;
- способствует установлению определенного климата в организации, доводя до сотрудников философии организации, ценности и принципы.
Формулирование миссии организации
- Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный на формирование имиджа организации в обществе.
- Расширенный вариант миссии формулируется для внутреннего пользования и раскрывает все необходимые аспекты миссии:
- цель функционирования организации
- область деятельности организации
- философия организации
- методы достижения поставленных целей
- методы взаимодействия организации с обществом
Видение организации
- документально оформленное описание организации в будущем, какие ценности для нее являются важными;
- картина будущего, идеальное положение дел к которому стремится компания;
- образ организации в будущем, которое может включать в себя способ достижения этого результата.
Главная цель организации выражает полезность деятельности организации:
- для потребителя (обеспечение конкурентоспособности);
- для собственника организации (обеспечение доходности).
Цель – желаемый результат деятельности.
Цель должна удовлетворять критериям SMART:
- Specific – конкретная;
- Measurable – измеряемая;
- Achievable – достижимая;
- Relevant – в зоне ответственности сотрудника;
- Time bounded – ограниченная во времени.
Ключевые пространства формулирования стратегических целей:
- положение на рынке (конкурентоспособность, доля рынка);
- инновации (новые товары, рынки, технологии, методы организации и управления производством);
- производственные цели (объем производства и продаж, эффективность производства);
- ресурсы (наличие, обеспеченность, эффективность использования);
- доходность (капитала, затрат, инвестиций);
- управленческий аспект (структуры, технологии и методы управления);
- персонал (наличие, квалификация, производительность труда);
- социальная ответственность.
Стратегия –
- Долгосрочное качественно определенное направление функционирования и развития предприятия, следование которому должно привести предприятие к его целям.
- Набор зависимых целей, постепенное достижение каждой из которых приводит к достижению главной цели компании.
- Совокупность методов конкуренции, которые выбирает менеджмент для удовлетворения потребностей клиентов, успешной реализации конкурентных преимуществ и достижения главной цели компании.
Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое
- опирается на человеческий потенциал как основу организации,
- ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,
- гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ,
что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность стиля управления и методов планирования, принятия решений, коммуникации, контроля, с помощью которых аппарат управления ориентирует подразделения и отдельных работников на достижение целей предприятия.
Основная стратегия
Основная (общая) стратегия предприятия (стратегия развития) – стратегия по формированию и управлению портфелем деятельности (портфелем продуктов).
Цель разработки основной стратегии – выявление основных направлений эффективного функционирования предприятия на основании максимальной реализации существующего потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.
Виды основной стратегии:
- стратегия роста;
- стратегия поддержания;
- стратегия ухода;
- комбинированная стратегия.
Конкурентная стратегия — это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов (подробнее см. здесь) .
Виды конкурентной стратегии:
- Лидерство в издержках – предложение продукта на рынке по минимальной цене за счет наименьших затрат в отрасли на производство продукта и продвижение его на рынок.
- Дифференциация — создание такого продукта, который воспринимался бы в рамках всей отрасли как уникальный.
- Фокусирование – сосредоточение на удовлетворении потребностей определенного сегмента рынка:
- на основе дифференциации продукта;
- на основе предложения наименьших цен в данном сегменте.
Далее: Общая стратегия компании