Основные понятия стратегического управления

Миссия (mission)это общая, выраженная в качественных категориях цель организации, определяющая смысл её существования и сферу деятельности.

Миссия –

  • основная цель организации, высшее понятие в иерархии целей;
  • основное предназначение, смысл существования организации, выраженный через те выгоды, которые организация несёт заинтересованным сторонам;
  • основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования;
  • философия и предназначение, смысл существования организации.

Миссия

  • делает ясными для сотрудников общую цель  и предназначение организации, ориентируя их действия в едином направлении;
  • способствует концентрации внимания сотрудников при осуществлении своей деятельности;
  • способствует установлению определенного климата в организации, доводя  до сотрудников философии организации, ценности и принципы.

Формулирование миссии организации

  • Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный на формирование имиджа организации в обществе.
  • Расширенный вариант миссии формулируется для внутреннего пользования и раскрывает все необходимые аспекты миссии:
  • цель функционирования организации
  • область деятельности организации
  • философия организации
  • методы достижения поставленных целей
  • методы взаимодействия организации с обществом

Видение организации

  • документально оформленное описание организации в будущем, какие ценности для нее являются важными;
  • картина будущего, идеальное положение дел к которому стремится компания;
  • образ организации в будущем, которое может включать в себя способ достижения этого результата.

Главная цель организации выражает полезность деятельности организации:

  • для потребителя (обеспечение конкурентоспособности);
  • для собственника организации (обеспечение доходности).

Цель – желаемый результат деятельности.

Цель должна удовлетворять критериям SMART:

  • Specific – конкретная;
  • Measurable – измеряемая;
  • Achievable – достижимая;
  • Relevant – в зоне ответственности сотрудника;
  • Time bounded – ограниченная во времени.

Ключевые пространства формулирования стратегических целей:

  • положение на рынке (конкурентоспособность, доля рынка);
  • инновации (новые товары, рынки, технологии, методы организации и управления производством);
  • производственные цели (объем производства и продаж, эффективность производства);
  • ресурсы (наличие, обеспеченность, эффективность использования);
  • доходность (капитала, затрат, инвестиций);
  • управленческий аспект (структуры, технологии и методы управления);
  • персонал (наличие, квалификация, производительность труда);
  • социальная ответственность.

Стратегия  –

  •  Долгосрочное качественно определенное направление функционирования и развития предприятия, следование которому должно привести предприятие к его целям.
  • Набор зависимых целей, постепенное достижение каждой из которых приводит к достижению главной цели компании.
  • Совокупность методов конкуренции, которые выбирает менеджмент для удовлетворения потребностей клиентов, успешной реализации конкурентных преимуществ и достижения главной цели компании.

Стратегическое управление  – это такое управление организацией, которое

  • опирается на человеческий потенциал как основу организации,
  • ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,
  • гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ,

что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность стиля управления и методов планирования, принятия решений, коммуникации, контроля, с помощью которых аппарат управления ориентирует подразделения и отдельных работников на достижение целей предприятия.

Основная стратегия

Основная (общая) стратегия предприятия (стратегия развития) – стратегия по формированию и управлению портфелем деятельности (портфелем продуктов).

Цель разработки основной стратегии –  выявление основных направлений эффективного функционирования предприятия на основании максимальной реализации существующего потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.

Виды основной стратегии:

  • стратегия роста;
  • стратегия поддержания;
  • стратегия ухода;
  • комбинированная стратегия.

Конкурентная стратегия — это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов (подробнее см. здесь) .

Виды конкурентной стратегии:

  • Лидерство в издержках – предложение продукта на рынке по минимальной цене за счет наименьших затрат в отрасли на производство продукта и продвижение его на рынок.
  • Дифференциация — создание такого продукта, который воспринимался бы в рамках всей отрасли как уникальный.
  • Фокусирование – сосредоточение на удовлетворении потребностей определенного сегмента рынка:
    • на основе дифференциации продукта;
    • на основе предложения наименьших цен в данном сегменте.

Далее: Общая стратегия компании

Поделиться ссылкой: