Ранее: Виды конкурентной стратегии

Конкурентное преимущество — это те характеристики (свойства) товара (услуг), которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Эти характеристики могут относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.
По М.Портеру конкурентное преимущество возникает на основе:
- предоставления потребителям продукции, дающей большую ценность за ту же стоимость (дифференциация);
или
- предоставления равной ценности, но за меньшую стоимость (низкие издержки).
Внешние факторы конкурентного преимущества:
– уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
– государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
– правовое регулирование функционирования экономики;
– открытость общества и рынков;
– научный уровень управления экономикой страны;
– национальная система стандартизации и сертификации;
– государственная поддержка науки и инновационной деятельности;
– качество информационного обеспечения управления;
– уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;
– налоговые ставки;
– процентные ставки;
– наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
– система подготовки и переподготовки управленческих кадров;
– климатические условия и географическое положение страны или региона;
– уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.
Внутренние факторы конкурентного преимущества:
- Структурные:
– производственная структура организации;
– миссия организации;
– организационная структура организации;
– специализация и концентрация производства;
– уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства;
– учет и регулирование производственных процессов;
– персонал;
– информационная и нормативно-методическая база управления;
– сила конкуренции на входе и выходе системы.
- Ресурсные:
– поставщики;
– доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;
– учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации;
– оптимизация эффективности использования ресурсов.
- Технические:
– патентованный товар;
– патентованная технология;
– оборудование;
– качество изготовления товаров;
- Управленческие:
– менеджеры;
– анализ выполнения законов организации;
– организация поставки сырья, материалов и комплектующих по принципы «точно в срок»;
– формирование системы менеджмента;
– функционирование системы управления качеством в организации;
– проведение внешней и внутренней сертификации продукции и систем.
- Рыночные:
– доступ к рынку ресурсов, необходимых организации;
– доступ к рынку новых технологий;
– значительная доля рынка;
– эксклюзивность товара организации;
– эксклюзивность каналов распределения;
– эксклюзивность рекламы товаров организации;
– эффективная система сбыта и послепродажного обслуживания;
– прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.
- Эффективность функционирования организации:
– показатели доходности (по показателям рентабельности продукции, производства, капитала, продаж);
– интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала);
– финансовая устойчивость функционирования организации.
Далее: Факторы конкурентоспособности
Image courtesy of suphakit73 at FreeDigitalPhotos.net