
Ранее: Критерии конкурентоспособности
Качество и новизна продукции являются важнейшими критериями оценки конкурентоспособности.
Уровень качества представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналога (базового образца).
Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, обусловливающих её способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Оценка качества продукции – проверка соответствия продукции требованиям к качеству – перечню количественных характеристик (показателей качества) и качественных признаков.
Показатель качества – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество.
Показатели качества продукции:
- соответствие стандартам, техническим условиям;
- долговечность, надежность, сортность калорийность, жирность.
О качестве продукции можно судить по:
- удельному весу сертифицированной продукции в общем объеме производства или реализации продукции;
- по коэффициентам сортности (удельному весу продукции каждого сорта и средней сортности продукции);
- по показателям брака.
Виды брака:
- внутренний и внешний,
- исправимый и неисправимый.
Показатели для анализа брака продукции
- удельный вес брака в общем объеме выпуска продукции;
- удельный вес продукции, на которую поступили рекламации в общем объеме брака;
- удельный вес исправимого и неисправимого брака в его общем объеме;
- затраты предприятия, понесенные в ходе создания бракованной продукции и в ходе ликвидации исправимого брака и замены неисправимого (потери от брака);
- виды дефектов бракованной продукции с целью выявления причин их возникновения;
- виновники брака для принятия мер взыскания за выпущенный брак;
- динамика брака в целом по продукции и по отдельным группам и видам продукции.
Новизна продукции
Обновление продукции – это выпуск новой продукции, той, которая ранее не производилась на предприятии.
Три степени новизны продукции:
1) принципиально новая продукция, не имеющая аналогов в мировой практике;
2) продукция, впервые осваиваемая в нашей стране, но имеющая зарубежные аналоги;
3) продукция, впервые осваиваемая данным предприятием, имеющая отечественные аналоги.
Три стадии обновления:
1) стадия опытного образца,
2) стадия создания установочной партии,
3) стадия первой промышленной партии.
Далее: Оценка конкурентоспособности предприятия