Конкуренция и конкурентоспособность

Ранее: Силы конкуренции

Конкуренция – это

  • экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей;
  • это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях;
  • состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
  • наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.

Типы рынка по уровню конкуренции

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего (стандартного) товара (например: пшеницы, меди, ценных бумаг); ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, за счет предложения покупателям различных вариантов товаров и сопутствующих услуг.

Олигопольный рынок состоит из небольшого числа крупных продавцов на которые приходится основная часть продажи отрасли (автомобильная промышленность, компьютеры и т.д.); продавцы чувствительны к политике ценообразования друг друга, однако избегают ценовых войн, новичкам весьма трудно проникнуть на этот рынок.

Рынок чистой монополии: на рынке всего один продавец, он может установить любую цену, которую выдержит рынок.

Конкурентоспособность – это

  • способность определённого объекта  или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях;
  • свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;
  • реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и качественным характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов.

Конкурентоспособность товара / услуги – это

  • способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены;
  • отношение полезных свойств товара/услуги к цене потребления этого товара/услуги;
  • сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару конкуренту;
  • такой уровень экономическо-технических и эксплуатационных параметров товара, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке;
  • способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период, показывающая степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.

Конкурентоспособность предприятия – эти способность  предприятия конкурировать на определённом товарном рынке.

Реальная (текущая) конкурентоспособность – способность удержать, сохранить свои позиции на рынке, обеспечить стабильную работу без серьезных изменений в операционной деятельности.

Потенциальная конкурентоспособность – совокупность возможностей организации занять (усилить) свою рыночную позицию в меняющихся условиях.  

Факторы конкурентоспособности предприятия – характеристики, влияющие на конкурентоспособность предприятия, такие как конкурентоспособность продукции, прибыльность, платежеспособность, стратегичность управления, производственный потенциал, научно-технический потенциал, адаптивность систем управления, эффективность менеджмента, финансовая и управленческая  прозрачность, кадровый потенциал, управляемость бизнеса  и т.д.

Далее: Виды конкурентной стратегии

Поделиться ссылкой: