Ранее: Качество и новизна как критерии конкурентоспособности

Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для разработки конкурентной стратегии, максимально эффективной для конкретного предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей этого предприятия.
Конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ, то есть способностью предприятия положительно выделяться среди конкурентов.
Оценка конкурентоспособности предприятия начинается с оценки отрасли, в которой конкурирует предприятие.
Основные экономические показатели, характеризующие отрасль:
- размеры рынка;
- доходность отрасли;
- темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок;
- масштабы конкуренции;
- число конкурентов и их относительные размеры;
- количество покупателей и их финансовые возможности;
- количество поставщиков и их уникальность;
- легкость вхождения в отрасль и выхода из отрасли;
- необходимость и масштаб капиталовложений;
- загруженность мощностей;
- дифференцированность продуктов компаний-конкурентов;
- технологические изменения, их темп и направленность;
- значимость для потребителей брендов и торговых марок.
После оценки отрасли проводится оценка основных конкурентов и конкурентоспособности самого предприятия по следующим критериям:
- доля рынка
- конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг
- уникальность предлагаемых товаров и услуг
- финансовое положение
- финансовые, производственные, технологические, инновационные возможности
- эффективность управления
- известность бренда, торговой марки
Конкурентоспособность предприятия определяется ответами на вопросы:
- Насколько сильна конкурентная позиция компании по сравнению со своими основными конкурентами?
- Что является основным конкурентным преимуществом предприятия?
- С какими стратегическими проблемами предприятие сталкивается сейчас и может столкнуться в будущем?
- Насколько соответствует положение компании будущим ключевым факторам успеха в отрасли?
- В каких областях предприятие является уязвимым?
Конкурентные преимущества предприятия нужно оценивать по следующим критериям:
1. Достигнутый уровень конкурентных преимуществ (низкий, средний, высокий).
2. Степень устойчивости конкурентных преимуществ (низкая, средняя, высокая).
Чтобы выявить возможности для создания конкурентного преимущества, нужно проанализировать весь цикл покупки и потребления товаров и услуг, совершаемый потребителями:
- Как потребители приходят к необходимости совершить покупку?
- Как формулируется эта потребность?
- Как покупатель идентифицирует альтернативные варианты?
- Каким образом потребитель выбирает продавца?
- Как размещает заказ?
- Как оплачивает заказ?
- Каким образом доставляются товары и услуги?
- Как хранятся доставленные товары?
- Как используются доставленные товары и услуги?
- Как обслуживаются доставленные товары и услуги?
- Как потребители принимают решение о необходимости заменить товар или услугу?
- Как потребители избавляются от старых товаров?
Анализ конкурентоспособности
Виды анализа конкурентоспособности (КС):
- Факторный анализ конкурентоспособности
- Анализ жизненного цикла организации.
- Анализ жизненного цикла продукции.
- Анализ портфеля продуктов предприятия с помощью матрицы BKG.
- SWOT-анализ рыночной позиции организации.
- Построение и анализ многоугольника КС.
- Анализ экономического потенциала предприятия.
- Анализ конкурентных преимуществ предприятия.
- Определение критериев КС с использованием матрицы BSC.
- Определение факторов КС с использованием матрицы BSC.
- SWOT-анализ КС с использованием матрицы BSC.
Image courtesy of aoo3771 at FreeDigitalPhotos.net