Оценка конкурентоспособности предприятия

Ранее: Качество и новизна как критерии конкурентоспособности

Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для разработки конкурентной стратегии, максимально эффективной для конкретного предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей этого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ, то есть способностью предприятия положительно выделяться среди конкурентов.

Оценка конкурентоспособности предприятия начинается с оценки отрасли, в которой конкурирует предприятие.

Основные экономические показатели, характеризующие отрасль:

  • размеры рынка;
  • доходность отрасли;
  • темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок;
  • масштабы конкуренции;
  • число конкурентов и их относительные размеры;
  • количество покупателей и их финансовые возможности;
  • количество поставщиков и их уникальность;
  • легкость вхождения в отрасль и выхода из отрасли;
  • необходимость и масштаб капиталовложений;
  • загруженность мощностей;
  • дифференцированность продуктов компаний-конкурентов;
  • технологические изменения, их темп и направленность;
  • значимость для потребителей брендов и торговых марок.

После оценки отрасли проводится оценка основных конкурентов и конкурентоспособности самого предприятия по следующим критериям:

  • доля рынка
  • конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг
  • уникальность предлагаемых товаров и услуг
  • финансовое положение
  • финансовые, производственные, технологические, инновационные возможности
  • эффективность управления
  • известность бренда, торговой марки

Конкурентоспособность предприятия определяется ответами на вопросы:

  • Насколько сильна конкурентная позиция компании по сравнению со своими основными конкурентами?
  • Что является основным конкурентным преимуществом предприятия?
  • С какими стратегическими проблемами предприятие сталкивается сейчас и может столкнуться в будущем?
  • Насколько соответствует положение компании будущим ключевым факторам успеха в отрасли?
  • В каких областях предприятие является уязвимым?

Конкурентные преимущества предприятия нужно оценивать по следующим критериям:

1. Достигнутый уровень конкурентных преимуществ (низкий, средний, высокий).

2. Степень устойчивости конкурентных преимуществ (низкая, средняя, высокая).

Чтобы выявить возможности для создания конкурентного преимущества, нужно проанализировать весь цикл покупки и потребления товаров и услуг, совершаемый потребителями:

  • Как потребители приходят к необходимости совершить покупку?
  • Как формулируется эта потребность?
  • Как покупатель идентифицирует альтернативные варианты?
  • Каким образом потребитель выбирает продавца?
  • Как размещает заказ?
  • Как оплачивает заказ?
  • Каким образом доставляются товары и услуги?
  • Как хранятся доставленные товары?
  • Как используются доставленные товары и услуги?
  • Как обслуживаются доставленные товары и услуги?
  • Как потребители принимают решение о необходимости заменить товар или услугу?
  • Как потребители избавляются от старых товаров?

Анализ конкурентоспособности

Виды анализа конкурентоспособности (КС):

  • Факторный анализ конкурентоспособности
  • Анализ жизненного цикла организации.
  • Анализ жизненного цикла продукции.
  • Анализ портфеля продуктов предприятия с помощью матрицы BKG.
  • SWOT-анализ рыночной позиции организации.
  • Построение и анализ многоугольника КС.
  • Анализ экономического потенциала предприятия.
  • Анализ конкурентных преимуществ предприятия.
  • Определение критериев КС с использованием матрицы BSC.
  • Определение факторов КС с использованием матрицы BSC.
  • SWOT-анализ КС с использованием матрицы BSC.

Image courtesy of aoo3771 at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: