
Рынок – форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен.
Цена – денежное выражение стоимости единицы товара; сумма денег, за которую покупатель готов купить, а производитель – продать товар.
Ценовой механизм – ключевое звено рыночных отношений, обеспечивающее связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, и уравновешивающее предложение товаров и услуг со спросом на них.
Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.
Закон спроса: между уровнем цены на товар и величиной спроса на него существует обратная зависимость.
Закон не действует в следующих случаях:
- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
- если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;
- для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством сбережения денег;
- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Предложение – это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.
Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении.
Эластичность спроса по цене – степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос.
Коэффициент эластичности проса по цене = Процентное изменение объема спроса / Процентное изменение цены
Эластичный спрос – процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса.
Неэластичный спрос — процентное изменение цены не сопровождается изменением спроса или это изменение меньше изменения цены.
Единичная эластичность – адекватное процентное изменение объема спроса в результате соответствующего процентного изменения цены.
Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены
Коэффициент эластичности предложения = Процентное изменение объема предложения /Процентное изменение цены
Предложение эластично, если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению предложения.
Предложение неэластично, если процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению предложения.
Абсолютно эластичное предложение – когда предложение возможно лишь только по той цене, по которой продавцы готовы продать любое требуемое количество товара.
Абсолютно неэластичное предложение – когда при любом изменении цены объем предложения не изменяется.
Далее: Силы конкуренции
Image courtesy of Stuart Miles at FreeDigitalPhotos.net