Рынок и его основные законы

Рынок – форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен.

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара; сумма денег, за которую покупатель готов купить, а производитель –  продать товар.

Ценовой механизм – ключевое звено рыночных отношений, обеспечивающее связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, и уравновешивающее предложение товаров и услуг со спросом на них.

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

Закон спроса: между уровнем цены на товар и величиной спроса на него существует обратная зависимость.  

Закон не действует в следующих случаях:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  • если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;
  • для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством сбережения денег;
  • при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Предложение – это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.

Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении.

Эластичность спроса по цене – степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос.

Коэффициент эластичности проса по цене = Процентное изменение объема спроса / Процентное изменение цены

Эластичный спрос – процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса.

Неэластичный спрос — процентное изменение цены не сопровождается изменением спроса или это изменение меньше изменения цены.

Единичная эластичность – адекватное процентное изменение объема спроса в результате соответствующего процентного изменения цены.

Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены

Коэффициент эластичности предложения = Процентное изменение объема предложения /Процентное изменение цены

Предложение эластично, если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению предложения.

Предложение неэластично, если процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению предложения.

 Абсолютно эластичное предложение – когда предложение возможно лишь только по той цене, по которой продавцы готовы продать любое требуемое количество товара.

Абсолютно неэластичное предложение – когда при любом изменении цены объем предложения не изменяется.

Далее: Силы конкуренции

Image courtesy of Stuart Miles at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: