Силы конкуренции

Ранее: Рынок и его основные законы

Модель Портера «5 сил конкуренции»

Пять сил определяют условия, в которых функционируют конкретные организации. Состояние каждой из сил, а также их совместное воздействие, определяют возможности отдельно взятой организации в конкурентной борьбе.

Сила «Новые фирмы, входящие на рынок»

При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль».

Высота барьера определяется следующими факторами:

  • экономикой масштабов;
  • привычностью марки товара;
  • фиксированными затратами;
  • затратами на новые основные фонды;
  • доступом к системе товародвижения;
  • доступом к отраслевой системе снабжения;
  • отсутствием опыта производства данного вида продукта;
  • возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов.

Сила «Товары – заменители»

Угроза замены продукта товарами-заменителями предполагает выход на рынок новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе новых принципов.

При оценке угрозы замены необходимо учитывать:

  •  характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам;
  •  цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др.;
  •  предрасположенность потребителя к замене традиционно покупаемых продуктов.

Сила «Поставщики»

Сила позиции поставщиков определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли (рынок поставщиков, рынок потребителей).

Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:

  • разнообразие и качество поставляемых продуктов и предоставляемых услуг;
  • наличие возможности смены поставщиков;
  • величина затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков;
  • величина объемов продукции, закупаемой у поставщиков.

Сила «Потребители»

Сила позиции покупателей во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции (рынок поставщиков, рынок потребителей).

Сила позиции покупателей определяется следующими факторами:

  • возможность переключиться на использование других продуктов;
  • затраты, связанные с переключением;
  • объем закупаемых продуктов.

Сила «Конкуренты»

 Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции. Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты.

В зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы:

1) рыночный лидер

2) претендент

3) последователь

4) организация, нашедшая рыночную нишу.

При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм-конкурентов могут использоваться различные оценочные критерии, такие как технические, экономические, эргономические, эстетические, патентно-правовые и прочие параметры.

Далее: Конкуренция и конкурентоспособность


Image courtesy of renjith krishnan at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: