Ранее: Рынок и его основные законы

Модель Портера «5 сил конкуренции»
Пять сил определяют условия, в которых функционируют конкретные организации. Состояние каждой из сил, а также их совместное воздействие, определяют возможности отдельно взятой организации в конкурентной борьбе.
Сила «Новые фирмы, входящие на рынок»
При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль».
Высота барьера определяется следующими факторами:
- экономикой масштабов;
- привычностью марки товара;
- фиксированными затратами;
- затратами на новые основные фонды;
- доступом к системе товародвижения;
- доступом к отраслевой системе снабжения;
- отсутствием опыта производства данного вида продукта;
- возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов.
Сила «Товары – заменители»
Угроза замены продукта товарами-заменителями предполагает выход на рынок новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе новых принципов.
При оценке угрозы замены необходимо учитывать:
- характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам;
- цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др.;
- предрасположенность потребителя к замене традиционно покупаемых продуктов.
Сила «Поставщики»
Сила позиции поставщиков определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли (рынок поставщиков, рынок потребителей).
Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:
- разнообразие и качество поставляемых продуктов и предоставляемых услуг;
- наличие возможности смены поставщиков;
- величина затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков;
- величина объемов продукции, закупаемой у поставщиков.
Сила «Потребители»
Сила позиции покупателей во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции (рынок поставщиков, рынок потребителей).
Сила позиции покупателей определяется следующими факторами:
- возможность переключиться на использование других продуктов;
- затраты, связанные с переключением;
- объем закупаемых продуктов.
Сила «Конкуренты»
Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции. Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты.
В зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы:
1) рыночный лидер
2) претендент
3) последователь
4) организация, нашедшая рыночную нишу.
При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм-конкурентов могут использоваться различные оценочные критерии, такие как технические, экономические, эргономические, эстетические, патентно-правовые и прочие параметры.
Далее: Конкуренция и конкурентоспособность
Image courtesy of renjith krishnan at FreeDigitalPhotos.net