Методы преодоления сопротивления изменениям

Ранее: Трансформационное руководство

При управлении изменениями крайне важно правильно выбрать методы, с помощью которых можно уменьшить или даже устранить это сопротивление.

Обучение и предоставление информации. Этот метод подразумевает открытое обсуждение идей и мероприятий, логическое обоснование необходимости изменений. Это помогает сотрудникам убедиться в необходимости перемен до того, как они будут проведены. При этом используются такие способы передачи информации как: индивидуальные беседы, выступления перед группой, меморандумы, доклады. Цель этого метода —  развитие потенциальных способностей сотрудников к творческому восприятию, обучению на опыте изменений. Данный процесс получил известность как двойная петля обучения, когда полученная в ходе осуществления изменения информация (первый цикл), позволяет более эффективно управлять будущими изменениями (второй цикл). Предполагается, что такого рода обучение развивает у сотрудников навыки прогнозирования, предотвращения нежелательных ситуаций, преодоления своих собственных парадигм.

Привлечение к участию в процессе изменений. Этот метод предполагает привлечение к процессу изменений пользователей и потенциальных оппонентов. Привлечение подчиненных к принятию решений дает возможность некоторым сотрудникам, которые могут оказывать сопротивление, свободно выразить свое отношение к нововведениям. Участие поощряет работников обсуждать проводимые изменения, вступать в контакт с менеджерами, вносить предложения, что способствует повышению их заинтересованности в переменах. Высокая степень вовлеченности в процесс преобразований означает не только согласие сотрудников с необходимостью изменений, но и порождает дополнительные обязательства, подразумевающие мотивацию к поддержке действий менеджмента, и направленные на осуществление реформ интенсивные усилия.

Стимулирование и поддержка. Этот метод подразумевает применение мер, направленных на предоставление помощи при адаптации работников к изменениям, а также специального подхода к различным группам работников и учет индивидуальных пожеланий. С помощью этих средств сотрудники легче вписываются в новую обстановку. Например, руководитель может оказать эмоциональную поддержку, т.е. внимательно выслушивать сотрудников или давать им какое-то время для отдыха после напряженного периода. Возможна также помощь в предоставлении дополнительной профессиональной подготовки для повышения квалификации сотрудников, чтобы они могли справиться с новыми требованиями.

Переговоры и соглашения. Это метод, при котором менеджмент обеспечивает одобрение нововведений и согласие сопротивляющихся с помощью материальных и моральных стимулов. Например, высшее руководство может предложить работникам более высокую оплату труда или дать обязательство не  увольнять рабочих, а тем или иным руководителям, признавшим необходимость перемен, получить более интересную работу

Кадровые перестановки и назначения – это метод, при котором изменениями руководят «новые люди». Это целесообразно не только в связи с возможным недостатком квалификации или отсутствием готовности к активной поддержке изменений со стороны имеющихся руководящих кадров, но и из-за опасения, что изменения в противном случае не обретут нужного направления и динамики.

Скрытые и явные меры принуждения.   Принуждение есть угроза лишить работы, продвижения, повышения профессиональной квалификации, повышения заработной платы с целью получения согласия на перемены.

Каждый из приведенных методов имеет свои особые преимущества и недостатки. Руководители должны развивать в себе навыки точно оценивать ситуацию и выбирать наиболее подходящий метод. Одновременно могут применяться несколько методов, при условии, что они не противоречат друг другу.

Кроме выделенных основных шести методов преодоления сопротивления существуют и другие тактические приемы, использующие маневрирование, манипулирование, акцент на группу, индивидуальное консультирование, групповую терапию и другие. Конкретное применение того или иного метода зависит от ситуации, соотношения сил потенциальных сторонников и противников изменений, масштаба и особенностей изменений, желаемой скорости перемен и т.д.

Далее: Разрешение конфликтов при внедрении изменений

Image courtesy of suphakit73 at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: