Анализ проблемного поля в области управления затратами

Ранее: Система управления затратами

Прежде, чем приступать к разработке системы управления затратами, необходимо провести анализ существующей ситуации. Хорошим методом является анализ проблемного поля в области управления затратами, который проводится  в четырех основных функциональных областях: планирование, организация исполнения, учет и контроль, анализ и корректирующие действия.

Управленческая проблема может быть трех основных типов: рутинная проблема, проблема-кризис,  проблема-возможность.

Рутинная проблема –  это самый простой тип проблем, которые периодически возникают и требуют вмешательства менеджера, они снижают эффективность работы, но не несут в себе угрозы для достижения целей организации. Например, работник не выполняет качественно свою работу из-за того, что у него отсутствуют соответствующие знания, умения и навыки,  при этом менеджер должен принять решение, как с ним поступить.

Второй тип проблем – кризис.  Эта проблема более сложная, она появляется тогда, когда что-то идет не так, как планировалось, это несет в себе определенную угрозу для организации  и требует срочного решения. При этом причины проблемы часто могут быть неизвестными, а пути решения неопределенными. Например,  в цехе наблюдается высокий процент брака продукции, причины брака могут быть различны: высокий износ оборудования, не позволяющий выдерживать необходимые параметры, низкое качество сырья, нестабильность технологии и т.п.

Третий тип проблем – проблема как возможность. Решение такой проблемы может дать организации дополнительные выгоды. При этом сложным является не только решение проблемы, но и ее обнаружение, поскольку потенциальные возможности не так просто увидеть и раскрыть. Решение проблем такого типа говорит о том, что в организации уделяется значение не просто выживанию, но и развитию. Например, совершенствование технологии и внедрение нового оборудования позволит предприятию значительно снизить себестоимость изготовления продукции и улучшить свои конкурентные позиции на рынке.

В анализе проблем очень важно выявить суть проблемы. В большинстве случаев ядро проблемы скрыто под множеством оболочек – симптомов. Раскрыть его можно только, обнаружив причинно-следственную связь между симптомами и причинами этих симптомов. Для решения проблемы необходимо воздействовать на коренную причину – ядро проблемы, борьба с симптомами не даст ощутимого результата.

Для анализа проблем могут использоваться различные методы, например, метод построения диаграммы Исикавы, которая иллюстрирует причинно-следственные связи между проблемой и ее причинами. Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины. Для этого осуществляется:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
  • ранжирование их внутри каждого блока;
  • анализ получившейся картины.

Другим способом причинно-следственного анализа проблем является  метод «Пять почему?». Техника метода предполагает детальное изучение проблемы и состоит в том, чтобы для выявления ее истинной причины несколько раз задавать вопрос «Почему?». Каждый вопрос предназначен для того, чтобы углубиться в причину сложившейся ситуации. Вопрос задается до тех пор, пока не удастся раскрыть коренную причину, воздействуя на которую возможно предотвратить дальнейшее ее появление.

Для анализа проблем могут использоваться и другие методы, направленные на выявление основных факторов, влияющих на возникновение и развитие проблем.

Для того чтобы устранить проблемы необходимо:

  • провести их анализ, понять причины этих проблем;
  • спланировать определенные действия по их устранению;
  • организовать реализацию этих действий;
  • собрать информацию о результатах;
  • оценить результативность и эффективность предпринятых мер, определить – привели ли меры к устранению проблем, во сколько это обошлось, окупятся ли затраты.

Далее: Цепочка ценностей и цепочка стоимости

Поделиться ссылкой: