Ранее: Издержки, затраты, расходы, себестоимость

Затраты организации неоднородны и могут быть разделены по разным признакам. Существует множество классификаций затрат. Целью любой классификации является группировка затрат по определенным признакам таким образом, чтобы ими можно было управлять. В зависимости от задач управления затратами в организациях используется сразу несколько классификаций, они помогают получать информацию о затратах в различных разрезах и используются для принятия правильных, рационально обоснованных решений.
Наиболее традиционными, используемыми практически всеми организациями, являются классификации затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции.
Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При группировке затрат по элементам определяются затраты предприятия в целом, без учета его внутренней структуры и без выделения видов выпускаемой продукции. Документ, в котором представлены затраты по элементам, представляет собой смету затрат на производство. Смета затрат составляется для расчета общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах.
Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить, во-первых, потребность предприятия в различных ресурсах, а, во-вторых, оценить, к какому типу относится производство (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое).
Основные виды экономических элементов затрат:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных средств;
- прочие затраты.
Элемент «материальные затраты» включает:
- стоимость сырья и материалов;
- стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- стоимость работ и услуг производственного характера;
- стоимость топлива;
- стоимость покупной энергии.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость реализуемых отходов. Под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции и утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса.
Затраты на оплату труда отражают затраты на оплату труда производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты.
Отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Амортизация основных средств отражает сумму амортизационных отчислений на восстановление основных средств.
Прочие затраты – это все остальные затраты: расходы на командировки, охрану, подготовку и переподготовку кадров, плата за аренду и прочее.
Группировка затрат по экономическим элементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видам продукции. Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, в т.ч. в целях ценообразования применяется классификация издержек по статьям калькуляции.
Калькуляция – это форма (ведомость) расчета себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов.
Номенклатуру калькуляционных статей каждая организация может устанавливать для себя самостоятельно с учетом своих специфических потребностей. Примерный перечень калькуляционных статей установлен отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию себестоимости продукции.
Типовая номенклатура калькуляционных статей выглядит следующим образом:
- сырье и материалы;
- возвратные отходы (вычитаются);
- покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
- топливо и энергия на технологические цели;
- заработная плата основных производственных рабочих;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на подготовку и освоение производства;
- общепроизводственные расходы;
- общехозяйственные расходы;
- коммерческие расходы.
Итог первых 8 статей образует цеховую себестоимость, итог 9 статей – производственную себестоимость, итог всех 10 статей – полную себестоимость.
Общепроизводственные расходы – это расходы на обслуживание и управление производством. В их состав входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают заработную плату (с отчислениями) ремонтников, слесарей и наладчиков, расходы на энергоресурсы и материалы, связанные с работой оборудования, амортизацию станков, машин, передаточных устройств и другого оборудования цеха.
Цеховые расходы включают зарплату (с отчислениями) аппарата управления цеха и прочего цехового персонала, затраты на спецодежду, охрану труда, на вспомогательные материалы и инвентарь, используемые для нужд цеха, расходы на энергоресурсы для отопления, освещения, обеспечения водой, амортизацию цеховых зданий.
Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с управлением предприятием в целом. Они включают зарплату аппарата управления предприятия и прочего общехозяйственного персонала (с отчислениями), затраты на материалы и инвентарь, на энергоресурсы, расходы на охрану, обучение, амортизацию зданий и оборудования общехозяйственного назначения, прочие расходы.
В состав коммерческих расходов включают затраты на тару, упаковку, транспортировку, рекламу, прочие расходы по сбыту и продвижению товаров.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты производственных подразделений предприятия на производство продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общие по предприятию затраты.
Полная себестоимость включает затраты и на производство и на реализацию продукции.
Кроме наиболее распространенных классификаций по экономическим элементам и калькуляционным статьям на практике используются и многие другие.
Основные (технологические) расходы – непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся затраты на оплату труда производственных рабочих, стоимость материалов, топлива, электроэнергии и другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.
Накладные расходы – связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.
Производственные затраты (текущие) – это затраты, непосредственно связанные с производством и состоящие из трех основных групп:
- прямые материальные затраты;
- прямые затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;
- общепроизводственные расходы (расходы по эксплуатации оборудования и цеховые расходы).
Внепроизводственные затраты (периодические) – это издержки, которые относятся к периоду. Размер этих затрат зависит не от объемов производства, а от организации производственно-коммерческой деятельности, структуры предприятия и других факторов. Это расходы на управление и сбыт продукции (общехозяйственные и коммерческие).
Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья, основных материалов, заработная плата рабочих и прочее.
Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается предприятием самостоятельно.
Наиболее важной классификацией издержек для целей управления является их разделение на постоянные и переменные затраты, т.е. классификация затрат в зависимости от реакции на изменение объема производства.
Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально его изменению. По мере увеличения выпуска продукции растут и переменные затраты, и наоборот: при снижении – уменьшаются. К переменным затратам относится заработная плата производственных рабочих, затраты сырья, материалов, энергии на технологические нужды, затраты на упаковку и прочее.
Постоянные затраты не изменяются при изменении объема производства. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата линейного управленческого персонала и вспомогательных рабочих, общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников, заработная плата работников функциональных служб и т.д.).
Особенностью постоянных затрат является их неизменность только в определенном диапазоне деловой активности. Например, если экономическая деятельность предприятия значительно расширяется, то в какой-то момент может возникнуть необходимость в дополнительном персонале, оборудовании, складских и офисных помещениях, что, в свою очередь, вызовет увеличение расходов на зарплату, амортизацию, арендную плату, набор и обучение персонала. Таким образом, постоянные затраты постоянны в некотором диапазоне изменения объема производства, выход за его рамки сопровождается либо увеличением, либо снижением постоянных затрат.
Смешанные затраты содержат как постоянный, так и переменный компоненты. Часть этих затрат зависит от объема производства, а другая часть остается неизменной. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, зависящую от количества и длительности телефонных разговоров.
Иногда разделение на постоянные и переменные затраты носит условный характер, в таких случаях они называются условно-переменными и условно-постоянными.
Деление затрат на постоянные и переменные особенно важно для целей калькулирования, ценообразования, анализа и прогнозирования безубыточности производства.
Приростные (инкрементные) затраты – это затраты, связанные с выпуском дополнительной партии продукции.
Предельные (маржинальные) затраты – это затраты, связанные с дополнительным выпуском единицы продукции. Приростные и предельные затраты определяются переменными издержками.
Одноэлементными (простыми) называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация. Эти затраты независимо от их места возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.
Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.
Издержки могут быть разделены на затраты принимаемые и не принимаемые в расчет при принятии управленческих решений. Что принимать, а что не принимать в расчет, решается в каждом конкретном случае, и зависит от таких факторов как: величина издержек, вероятность их возникновения, наличие информации.
Затраты в пределах норм – это издержки, которые соответствуют нормативному уровню.
Затраты, отклоняющиеся от норм – это либо сверхнормативные издержки, либо издержки ниже нормативного уровня.
На результаты деятельности предприятия существенное влияние оказывает деление затрат на эффективные (производительные) и неэффективные (непроизводительные).
Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.
Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Это потери на производстве, такие как: потери от брака и простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и другие. Неэффективные затраты могут быть и в сфере управления, они возникают тогда, когда какая-либо деятельность не приносит результата.
Издержки могут быть разделены на регулируемые и нерегулируемые. Критерий для разграничения – возможность и степень регулирования, которые зависят от специфики конкретного предприятия, организации деятельности, особенностей распределения полномочий и других факторов.
Издержки могут быть контролируемые и неконтролируемые. Система контроля имеет важное значение в управлении затратами, она обеспечивает полноту и правильность действий, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Контроль затрат может быть сплошным или выборочным. В разные периоды предприятие может выбирать для контроля разные виды затрат.
Следующая классификация делит затраты на планируемые и непланируемые.
Планируемые затраты – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. К ним относятся все производственные затраты организации.
Непланируемые затраты – это затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции (потери от брака, простоев и т.п.).
Входящие затраты – это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.
Истекшие затраты – средства (ресурсы), которые были израсходованы в течение отчетного периода для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем.
Существуют и другие экономические классификации затрат. Например, по функциям деятельности организации затраты могут подразделяться на:
- снабженческо-заготовительные;
- производственные;
- коммерческо-сбытовые;
- организационно-управленческие.
Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий управления затратами.
Непосредственное управление и контроль затрат осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения и по центрам ответственности. На практике затраты организации традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местам возникновения и носителям.
Важное значение при калькулировании себестоимости и оценке готовой продукции имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на:
- текущие;
- будущего отчетного периода;
- предстоящие.
К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.
Расходы будущего периода – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем.
К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).
Далее: Функции управления затратами
Image courtesy of aoo3771 at FreeDigitalPhotos.net