Основные классификации затрат

Ранее: Издержки, затраты, расходы, себестоимость

Затраты организации неоднородны и могут быть разделены по разным признакам. Существует множество классификаций затрат. Целью любой классификации является группировка затрат по определенным признакам таким образом, чтобы ими можно было управлять. В зависимости от задач управления затратами в организациях используется сразу несколько классификаций, они помогают получать информацию о затратах в различных разрезах и используются для  принятия правильных, рационально обоснованных решений.

Наиболее традиционными, используемыми практически всеми организациями, являются классификации затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции.

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При группировке затрат по элементам определяются затраты предприятия в целом, без учета его внутренней структуры и без выделения видов выпускаемой продукции. Документ, в котором представлены затраты по элементам, представляет собой смету затрат на производство. Смета затрат составляется для расчета общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах.

Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить, во-первых, потребность предприятия в различных ресурсах, а, во-вторых, оценить, к какому типу относится производство (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое).

Основные виды экономических элементов затрат:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты.

Элемент «материальные затраты» включает:

  • стоимость сырья и материалов;
  • стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов;
  • стоимость работ и услуг производственного характера;
  • стоимость топлива;
  • стоимость покупной энергии. 

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость реализуемых отходов. Под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции и утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса.

Затраты на оплату труда отражают затраты на оплату труда производственного персонала предприятия,  включая  премии рабочим  и  служащим  за  производственные  результаты,  стимулирующие  и компенсирующие выплаты.

 Отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления от затрат  на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Амортизация основных средств отражает сумму амортизационных отчислений на восстановление основных средств.

Прочие затраты – это все остальные затраты: расходы на командировки, охрану, подготовку и переподготовку кадров, плата за аренду и прочее.

Группировка затрат по экономическим элементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видам продукции. Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, в т.ч. в целях ценообразования применяется классификация издержек по статьям калькуляции.  

Калькуляция – это форма (ведомость) расчета  себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. 

Номенклатуру калькуляционных статей каждая организация может устанавливать для себя самостоятельно с учетом своих специфических потребностей. Примерный перечень калькуляционных статей установлен отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию себестоимости продукции.

Типовая номенклатура калькуляционных статей выглядит следующим образом:

  1. сырье и материалы;
  2. возвратные отходы (вычитаются);
  3. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного  характера;
  4. топливо и энергия на технологические цели;
  5. заработная плата основных производственных рабочих;
  6. отчисления на социальные нужды;
  7. расходы на подготовку и освоение производства;
  8. общепроизводственные расходы;
  9. общехозяйственные расходы;
  10. коммерческие расходы.

Итог первых 8 статей образует цеховую себестоимость, итог 9 статей – производственную себестоимость, итог всех 10 статей – полную себестоимость.

Общепроизводственные расходы – это расходы на обслуживание и управление производством. В их состав входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают заработную плату (с отчислениями) ремонтников, слесарей и наладчиков, расходы на энергоресурсы и материалы, связанные  с работой оборудования, амортизацию станков, машин, передаточных устройств и другого оборудования цеха.

Цеховые расходы включают зарплату (с отчислениями) аппарата управления цеха и прочего цехового персонала, затраты на спецодежду, охрану труда, на вспомогательные материалы и инвентарь, используемые для нужд цеха, расходы на энергоресурсы для отопления, освещения, обеспечения водой, амортизацию цеховых зданий.

Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с управлением предприятием в целом. Они включают зарплату аппарата управления предприятия и прочего общехозяйственного персонала (с отчислениями), затраты на материалы и инвентарь, на энергоресурсы, расходы на охрану, обучение, амортизацию зданий и оборудования общехозяйственного назначения, прочие расходы.

В состав коммерческих расходов включают затраты на тару, упаковку, транспортировку, рекламу, прочие расходы по сбыту и продвижению товаров.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты производственных подразделений предприятия на производство продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общие по предприятию затраты.

Полная себестоимость включает затраты и на производство и на реализацию продукции.

Кроме наиболее распространенных классификаций по экономическим элементам и калькуляционным статьям на практике используются и многие другие.

Основные (технологические) расходы – непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся затраты на оплату труда производственных рабочих, стоимость материалов, топлива, электроэнергии и другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

Накладные расходы – связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.

Производственные затраты (текущие) – это затраты, непосредственно связанные с производством и состоящие из трех основных групп:

  • прямые материальные затраты;
  • прямые затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;
  • общепроизводственные расходы (расходы по эксплуатации оборудования и цеховые расходы).

Внепроизводственные затраты (периодические) – это издержки, которые относятся к периоду. Размер этих затрат зависит не от объемов производства, а от организации производственно-коммерческой деятельности, структуры предприятия и других факторов.  Это расходы на управление и сбыт продукции (общехозяйственные и коммерческие). 

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья, основных материалов, заработная плата рабочих и прочее.

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается предприятием самостоятельно.

Наиболее важной классификацией издержек для целей управления является их разделение на постоянные и переменные затраты, т.е. классификация затрат в зависимости от реакции на изменение объема производства. 

Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально его изменению. По мере увеличения выпуска продукции растут и переменные затраты, и наоборот: при снижении – уменьшаются. К переменным затратам относится заработная плата производственных рабочих, затраты сырья, материалов, энергии на технологические нужды, затраты на упаковку и прочее.

Постоянные затраты не изменяются при изменении объема производства. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата линейного управленческого персонала и вспомогательных рабочих, общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников, заработная плата работников функциональных служб и т.д.).

Особенностью постоянных затрат является их неизменность только в определенном диапазоне деловой активности. Например, если экономическая деятельность предприятия значительно расширяется, то в какой-то момент может возникнуть необходимость в дополнительном персонале, оборудовании, складских и офисных помещениях, что, в свою очередь, вызовет увеличение расходов на зарплату, амортизацию, арендную плату, набор и обучение персонала. Таким образом, постоянные затраты постоянны в некотором диапазоне изменения объема производства, выход за его рамки сопровождается либо увеличением, либо снижением постоянных затрат.

Смешанные затраты содержат как постоянный, так и переменный компоненты. Часть этих затрат зависит от объема производства, а другая часть остается неизменной. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, зависящую от количества и длительности телефонных разговоров.

Иногда разделение на постоянные и переменные затраты носит условный характер, в таких случаях они называются условно-переменными и условно-постоянными.

Деление затрат на постоянные и переменные особенно важно для целей калькулирования, ценообразования, анализа и прогнозирования безубыточности производства.

Приростные (инкрементные) затраты – это затраты, связанные с выпуском дополнительной партии продукции.

Предельные (маржинальные) затраты – это затраты, связанные с дополнительным выпуском единицы продукции. Приростные и предельные затраты определяются переменными издержками. 

Одноэлементными (простыми) называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация. Эти затраты независимо от их места возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.

Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.

Издержки могут быть разделены на затраты принимаемые и не принимаемые в расчет при принятии управленческих решений. Что принимать, а что не принимать в расчет, решается в каждом конкретном случае, и зависит от таких факторов как: величина издержек, вероятность их возникновения, наличие информации.

Затраты в пределах норм – это издержки, которые соответствуют нормативному уровню.

Затраты, отклоняющиеся от норм – это либо сверхнормативные издержки, либо издержки ниже нормативного уровня.

 На результаты деятельности предприятия существенное влияние оказывает деление затрат на эффективные (производительные) и неэффективные (непроизводительные).

Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.

Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Это потери на производстве, такие как: потери от брака и простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и другие. Неэффективные затраты могут быть и в сфере управления, они возникают тогда, когда какая-либо деятельность не приносит результата.

Издержки могут быть разделены на регулируемые и нерегулируемые. Критерий для разграничения – возможность и степень регулирования, которые зависят от специфики конкретного предприятия, организации деятельности, особенностей распределения полномочий и других факторов.

Издержки могут быть контролируемые и неконтролируемые. Система контроля имеет важное значение в управлении затратами, она обеспечивает полноту и правильность действий, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Контроль затрат может быть сплошным или выборочным. В разные периоды предприятие может выбирать для контроля разные виды затрат.

Следующая классификация делит затраты на планируемые и непланируемые.

Планируемые затраты – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства.  В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. К ним относятся все производственные затраты организации.

Непланируемые затраты – это затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции (потери от брака, простоев и т.п.).

Входящие  затраты – это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

Истекшие затраты – средства (ресурсы), которые были израсходованы в течение отчетного периода для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем.

Существуют и другие экономические классификации затрат.  Например, по функциям деятельности организации затраты могут подразделяться на:

  • снабженческо-заготовительные;
  • производственные;
  • коммерческо-сбытовые;
  • организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий управления затратами.

Непосредственное управление и контроль затрат осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения и по центрам ответственности.  На практике затраты организации традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местам возникновения и носителям.

Важное значение при калькулировании себестоимости и оценке готовой продукции имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на:

  • текущие;
  • будущего отчетного периода;
  • предстоящие.

К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.

Расходы будущего периода – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем.

К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).

Далее: Функции управления затратами

Image courtesy of aoo3771 at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: