Цепочка ценностей и цепочка стоимости

Ранее: Анализ проблемного поля в области управления затратами

В управлении затратами важно такое понятие, как цепочка ценностей и цепочка создания стоимости.

Ценность (англ. — value) – это оценка потребителем способности продукта или услуги в целом удовлетворять его нужды.

Цепочка ценностей (англ. — value chain) –  понятие, введенное М. Портером для характеристики взаимосвязанного набора видов деятельности, создающих ценность для потребителя, начиная от исходных источников сырья и материалов и заканчивая готовой продукцией (услугой), доставленной конечному потребителю. Каждое звено цепочки должно вносить вклад в конечную ценность продукта или услуги, больший по сравнению с затратами на его осуществление.

Основные процессы организации, которые в менеджменте качества называют процессами жизненного цикла,  образуют цепочку, которая начинается с разработки продукта и заканчивается послепродажным обслуживанием. Как правило, она включает следующие процессы: исследования, разработка продуктов и технологий, материально-техническое снабжение, производство, сбыт, послепродажное обслуживание.

Описание бизнес-процессов позволяет проследить, где и как создается поток ценности для клиентов, и устранить источники непроизводительных затрат. Исследуя цепочку ценностей шаг за шагом, можно установить, где организация конкурентоспособна, а где уязвима.

Во многих теоретических источниках по управлению наряду с цепочкой ценности употребляется термин «цепочка стоимости», при этом они рассматриваются как синонимы. Тем не менее, имеет смысл разделять эти понятия.

Цепочка ценности предполагает наращивание ценности для потребителя, а цепочка стоимости включает затраты, связанные с созданием этой ценности.

Рассмотрение затрат по цепочке стоимости позволяет выявить непроизводительные виды деятельности, которые не добавляют ценности, но несут затраты. Например, потребитель не хочет оплачивать затраты, связанные с формированием запасов, внутризаводскими транспортными затратами, системой контроля.

Первостепенная задача руководства состоит в том, чтобы  понять, где формируется ценность, куда она может сместиться в будущем, как изменяются приоритеты потребителей, где возникают потери.

Ключевыми факторами создания ценности (англ. — Key Value Drivers) являются такие элементы, как: качество, время, снижение затрат, инновационность, обслуживание клиентов, полезные характеристики продуктов и услуг, которые создают долгосрочную прибыльность для организации.

Далее: Стратегии управления затратами


Image courtesy of Stuart Miles at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: