Ранее: Функции управления затратами

Управление затратами представляет собой циклическую деятельность, начинающуюся с постановки целей по управлению затратами и заканчивающуюся принятием корректирующих мер по результатам оценки степени достижения этих целей.
Разработка целей в области управления затратами производится на основе главных целей и стратегий организации.
В качестве общей стратегии организации можно рассматривать стратегию, определяющую тип ее развития: рост, поддержание или уход.
Стратегия роста направлена на рост организации, она может быть реализована при помощи:
- увеличения объема продаж на освоенных рынках;
- вывода на рынок новых продуктов;
- выхода на новые рынки;
- приобретения предприятий.
Стратегия поддержания направлена на сохранение стабильности, она достигается за счет улучшения качества, сервиса и цены товаров в той мере, которая необходима для сохранения объема продаж или доли рынка. Предприятие, реализуя эту стратегию, не уступает своих позиций, но и не улучшает.
Стратегия ухода ориентирована на постепенное сокращение объемов производства. Во время реализации этой стратегии прекращается рост и начинается сокращение:
- производства и объемов продаж;
- доли рынка, каналов продвижения продукции на рынок;
- оборудования, численности работников, количества подразделений.
Комбинированная стратегия представляет собой совокупность перечисленных выше стратегий, которые применяются в различных сферах деятельности, для разных продуктов. При этом сокращается производство неперспективной продукции и расширяется производство перспективной. Принятие решения о росте, поддержании или уходе зависит от состояния сектора отрасли, сегмента рынка, стадии жизненного цикла продукта.
Управление затратами непосредственно зависит от вида основной стратегии. Например, если предприятие выбирает стратегию роста, это приводит к общему росту текущих и капитальных затрат. Наряду с ростом затрат на разработки, подготовку и освоение производства, увеличиваются и прямые затраты основного производства, затраты на продвижение товара. Если рост сопровождается увеличением количества подразделений и бизнес-единиц, то требуются существенные изменения в планировании затрат, в учете и системе контроля. В случае реализации инвестиционных проектов появляется необходимость управления инвестициями и затратами на привлечение дополнительных источников финансирования.
Кроме основной стратегии на управление затратами влияет выбранная конкурентная стратегия. Классик менеджмента М. Портер выделил три вида конкурентной стратегии:
- для рынка в целом:
- стратегия, основанная на лидерстве в снижении издержек (ценовой лидер);
- стратегия дифференциации
- для отдельных сегментов:
- стратегия фокусирования.
Если организация ставит целью наращивать объемы продаж, то конкурировать она может одним из двух способов: либо, снижая издержки и имея возможность манипулировать ценой, либо предлагая уникальные качество и особенности товара и побеждая конкурентов в этом.
Поэтому управление затратами должно строиться исходя из выбранных целей и стратегий. При этом делается выбор между двумя возможностями: снижать издержки или концентрировать внимание на особенностях товара, придавая ему дополнительную ценность, а это чаще всего ведет к росту затрат.
Управление затратами важно как для организации, так и для потребителя: первая стремится произвести конкурентоспособную продукцию и заработать прибыль, второй – приобрести товар с минимально возможными затратами.
Цели в области управления затратами напрямую зависят от главных целей и стратегий (общей, конкурентной) организации. Они должны быть сформулированы, а для их реализации должны быть выбраны стратегии управления затратами.
Стратегии управления затратами отвечают на вопрос: «Каким образом необходимо управлять затратами, чтобы достичь поставленных целей?».
Например, для достижения цели «сокращение себестоимости продукции» необходимо реализовать некоторые мероприятия, которые:
1 вариант: не требуют дополнительных затрат (улучшение дисциплины, контроля, использование новых методов, внедрение управленческого учета и прочее);
2 вариант: требуют дополнительных текущих затрат (затраты на обучение, на оснастку и прочее);
3 вариант: требуют дополнительных текущих и капитальных затрат (приобретение нового оборудования, модернизация, новые разработки и прочее).
Выбор стратегии управления затратами зависит от многих факторов, таких как:
- характер текущей рыночной ситуации;
- наличие инновационных и инвестиционных идей;
- потенциал в области разработок новых технологий и продуктов;
- планируемый срок окупаемости капитальных вложений;
- готовность и возможность привлекать и обслуживать заемные средства;
- дивидендная политика;
- планы по использованию собственных средств предприятия;
- знание управленческих технологий, квалификация руководителей;
- наличие неиспользуемых резервов.
Разработка и реализация мероприятий по управлению затратами продолжают цикл управления затратами, который заканчивается оценкой реализации стратегии, включающей анализ достигнутых результатов, проблем в области управления затратами, и дающей информацию для постановки новых целей в области управления затратами.
Далее: Система управления затратами
Image courtesy of suphakit73 at FreeDigitalPhotos.net