Цикл управления затратами

Ранее: Функции управления затратами

Управление затратами представляет собой циклическую деятельность,  начинающуюся с постановки целей по управлению затратами и заканчивающуюся принятием корректирующих мер по результатам оценки степени достижения этих целей.

Разработка целей в области управления затратами производится на основе главных целей и стратегий организации.

В качестве общей стратегии организации можно рассматривать стратегию, определяющую тип ее развития: рост, поддержание или уход.

Стратегия роста направлена на рост организации, она может быть реализована при помощи:

  • увеличения объема продаж на освоенных рынках;
  • вывода на рынок новых продуктов;
  • выхода на новые рынки;
  • приобретения предприятий.

Стратегия поддержания направлена на сохранение стабильности, она достигается за счет улучшения качества, сервиса и цены товаров в той мере, которая необходима для сохранения объема продаж или доли рынка. Предприятие, реализуя эту стратегию, не уступает своих позиций, но и не улучшает.

Стратегия ухода ориентирована на постепенное сокращение объемов производства. Во время реализации этой стратегии прекращается рост и начинается сокращение:

  • производства и объемов продаж;
  • доли рынка, каналов продвижения продукции на рынок;
  • оборудования, численности работников, количества подразделений.

Комбинированная стратегия представляет собой совокупность перечисленных выше стратегий, которые применяются в различных сферах деятельности, для разных продуктов. При этом сокращается производство неперспективной продукции и расширяется производство перспективной. Принятие решения о росте, поддержании или уходе зависит от состояния сектора отрасли, сегмента рынка, стадии жизненного цикла продукта.

Управление затратами непосредственно зависит от вида основной стратегии. Например, если предприятие выбирает стратегию роста, это приводит к общему росту текущих и капитальных затрат. Наряду с ростом затрат на разработки, подготовку и освоение производства, увеличиваются и прямые затраты основного производства, затраты на продвижение товара. Если рост сопровождается увеличением количества подразделений и бизнес-единиц, то требуются существенные изменения в планировании затрат, в учете и  системе контроля. В случае реализации инвестиционных проектов появляется необходимость управления инвестициями и затратами на привлечение дополнительных источников финансирования.

Кроме основной стратегии на управление затратами влияет выбранная конкурентная стратегия. Классик менеджмента М. Портер выделил  три вида конкурентной стратегии:

  • для рынка в целом:
    • стратегия, основанная на лидерстве в снижении издержек (ценовой лидер);
    • стратегия дифференциации
  • для отдельных сегментов:
    • стратегия фокусирования.

Если организация ставит целью наращивать объемы продаж, то конкурировать она может одним из двух способов: либо, снижая издержки и имея возможность манипулировать ценой, либо предлагая уникальные качество и особенности товара  и побеждая конкурентов в этом.

Поэтому управление затратами должно строиться исходя из выбранных целей и стратегий. При этом делается выбор между двумя возможностями: снижать издержки или концентрировать внимание на особенностях товара, придавая ему дополнительную ценность, а это чаще всего ведет к росту затрат.

Управление затратами важно как для организации, так и для потребителя: первая стремится произвести конкурентоспособную продукцию и заработать прибыль, второй – приобрести товар с минимально возможными затратами.

Цели в области управления затратами напрямую зависят от главных целей и стратегий (общей, конкурентной) организации. Они должны быть сформулированы, а для их реализации должны быть выбраны стратегии управления затратами.

Стратегии управления затратами отвечают на вопрос: «Каким образом необходимо управлять затратами, чтобы достичь поставленных целей?». 

Например, для достижения  цели «сокращение себестоимости продукции»  необходимо реализовать некоторые мероприятия, которые:

1 вариант: не требуют дополнительных затрат (улучшение дисциплины, контроля, использование новых методов, внедрение управленческого учета и прочее);

2 вариант:  требуют дополнительных текущих затрат (затраты на обучение, на оснастку и прочее);

3 вариант: требуют дополнительных текущих и капитальных затрат (приобретение нового оборудования, модернизация, новые разработки и прочее).

Выбор стратегии управления затратами зависит от многих факторов, таких как:

  • характер текущей рыночной ситуации;
  • наличие инновационных и инвестиционных идей;
  • потенциал в области разработок новых технологий и продуктов;
  • планируемый срок окупаемости капитальных вложений;
  • готовность и возможность привлекать и обслуживать заемные средства;
  • дивидендная политика;
  • планы по использованию собственных средств предприятия;
  • знание управленческих технологий, квалификация руководителей;
  • наличие неиспользуемых резервов.

Разработка и реализация мероприятий по управлению затратами продолжают цикл управления затратами, который заканчивается оценкой реализации стратегии, включающей анализ достигнутых результатов, проблем в области управления затратами, и дающей информацию для постановки новых целей в области управления затратами.

Далее: Система управления затратами


Image courtesy of suphakit73 at FreeDigitalPhotos.net

Поделиться ссылкой: